Формальные основания для эмоционального заявления президента были. Власов не уволил руководителей таможен в четырех областях — Волынской, Закарпатской, Львовской и Черновицкой, на чём настаивал президент во время совещания в Ужгороде 6 июля. Информация в сообщении и.о. главы ГФС в фейсбуке об освобождении их от выполнения обязанностей оказалась не соответствующей действительности. Он, оказывается, снял только двух, а двух отправил в отпуск по состоянию здоровья близких родственников.
В этом инциденте легко заметить три составляющие.
Во-первых, избирательная кампания президентской партии (особенно — в мажоритарной её составляющей) идёт так себе. Потому президенту приходится искать какие-то способы повлиять на общественное мнение. Самый очевидный способ — устроить нагоняй чиновнику. Избиратели любят такие представления.
Впрочем, если быть уж совсем честным, то такие представления у, казалось бы, профессионального актёра Зеленского выходят не слишком зажигательно. То ли дело Арсений Яценюк, который устроил представление с задержанием руководства Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям прямо на заседании правительства. Вот где класс! Может Зеленский просто плохо готовился?
Во-вторых, совершенно очевидно, что чиновники не очень-то считаются со свежеизбранным президентом, что было заметно ещё на примере инцидента с Павлом Климкиным. Впрочем, их можно понять.
С одной стороны, речь идёт о чиновниках, назначенных ещё прошлой властью, которые рассматривают Зеленского как досадное недоразумение на пути своей карьеры — их в любом случае уволят.
Александр Власов, например, стал и.о. главы ГФС при прямой поддержке премьер-министра Владимира Гройсмана, который даже отменил кадровый конкурс на занятие этой должности под предлогом предстоящей реорганизации — разделения ГФС на налоговую и таможенную службы. Кстати, а как вам наличие у этого деятеля канадского и румынского гражданства?
Ещё один фактор — Власов сделал карьеру в подразделении спецназначения «Фантом», которое занимается контрабандой на разделительной линии в Донбассе. Угадайте, что он думает о перспективах прекращения экономической блокады региона? Он, конечно, за блокаду, на которой нажился сам и помог нажиться вышестоящим товарищам.
С другой стороны, они не то, чтобы считают, что Зеленский идиот (именно такое мнение инкриминировал президент Власову), но близко к тому. Что вообще можно сказать о президенте, который не просто отслеживает выполнение своих распоряжений по фейсбуку подчиненного, но даже позволяет себе об этом заявить в ходе официального выступления? Как ему намекнуть, что так делать не стоит? Это сфера госуправления, тут всё должно быть документировано…
Так или иначе, но привести этих чиновников к общему знаменателю действительно надо.
В-третьих, перед нами явно акт некой драмы, разворачивающейся в недрах украинской таможни. Как сообщают СМИ, в списке «Слуги народа» идёт немало людей, связанных с бывшим главой таможни Игорем Калетником — так получилось, что он представлял группу винницкой элиты конкурировавшей с группой Порошенко. В общем, договориться с постмайданной властью он не смог. А вот с поспостмайданной — смог, и постепенно возвращает контроль над таможенными «окнами». Инициатива Зеленского об отставке руководителей областных таможен явно была связана с этим процессом.
Тут, кстати, большой интерес представляет мера вовлечённости самого Зеленского в этот процесс. В Киевской области вовлечённость явно была нулевой — президента просто использовали в качестве инструмента в борьбе разных групп внутри региональной элиты, натравив его на конкретного человека. А вот в случае с таможней Зеленский вполне может осознавать, о каких именно вопросах идёт речь, помимо его собственного желания навести относительный порядок во власти…
Ну, а, если он этого не понимает и его используют в темную, то, тогда, извините, все же прав Власов. Такого президента назвать «главой государства» в этом случае как-то язык не поворачивается.