Какой будет политика Зеленского в отношении Донбасса

Какой будет политика Зеленского в отношении Донбасса

Владимир Зеленский победил на президентских выборах как кандидат мира. Теперь, как заложник своего высокого рейтинга, новый президент должен продемонстрировать украинскому обществу убедительные шаги на пути к урегулированию донбасского конфликта.

 

В поисках союзников

Первый же шаг Зеленского на донбасском направлении вызвал бурные споры в украинском обществе. Новый президент назначил бывшего президента Украины Леонида Кучму представителем в Трехстороннюю контактную группу в Минске.

Это кадровое решение плохо увязывается с обещанным обновлением власти, потому что Кучма — живое воплощение олигархически-клановой системы, которая при нем и сложилась. Однако экс-президент — опытный переговорщик и приемлемая персона для российской стороны. Он уже представлял Украину в Минске при Порошенко и вновь оказался востребованным его преемником.

За назначением Кучмы явно стоят интересы «старой олигархии» — зятя экс-президента Виктора Пинчука и угольно-металлургического барона Рината Ахметова, чьи интересы пострадали от решения Порошенко ввести экономическую блокаду сепаратистских республик. В ответ власти непризнанных республик национализировали предприятия Ахметова.

Блокада стала одним из самых противоречивых шагов Порошенко — принятая под давлением националистов, она привела к еще большему отчуждению Донбасса от Украины. Теперь Кучма пытается начать переговоры о снятии блокады, ставя условием восстановление прав законных собственников. Однако есть немалые сомнения в том, насколько реальна такая реституция: ахметовские активы оказались под контролем компании «Внешторгсервис», которую связывают с беглым олигархом времен Януковича Сергеем Курченко, и тот вряд ли легко вернет полученное.

Стремление Зеленского найти взаимопонимание с крупным капиталом понятно: представители старых олигархов уже объявили, что собираются участвовать в восстановлении подконтрольной Украине части Донбасса, финансировании инфраструктурных и гуманитарных проектов. Параллельно Зеленский хочет привлечь европейские инвестиции для Донбасса, что позволит превратить подконтрольные территории в витрину новой политики в отношении востока страны и послужит символом разрядки, гарантией отказа от обострений в Донбассе.

Свидетельством новой политики также стало разведение враждующих сторон в районе станицы Луганской под контролем миссии ОБСЕ. Кучма лично приехал инспектировать зону отвода войск, а миротворческие инициативы Зеленского были позитивно оценены на Западе.

Украинская олигархия, в свою очередь, заинтересована в прекращении военного конфликта и готова поделиться с Зеленским своими планами по его урегулированию. Еще в 2016 году Виктор Пинчук выступил в «Уолл-стрит джорнэл» с предложениями «болезненных уступок» ради мира. Его план предусматривал реинтеграцию Донбасса на правах широкой автономии, выведение за скобки проблемы Крыма, временный отказ от евроинтеграции, отказ от вступления в НАТО и принятие внеблокового, нейтрального статуса.

Игорь Коломойский тоже выступал с заявлением про «гражданский» характер конфликта на востоке Украины, соглашаясь с признанием его внутренней проблемой страны, хотя и спровоцированной Россией (вразрез с принятой Верховной радой интерпретацией событий в Донбассе как российской агрессии).

Однако эти шаги создают для Зеленского серьезные внутриполитические риски. Демонстративное возвращение в переговорный процесс Кучмы и теплое сотрудничество с олигархами плохо сочетаются с образом политика, пришедшего к власти под лозунгами радикального обновления власти. Лагерь Порошенко яростно атакует новые миротворческие инициативы, на нового президента в парламенте и СМИ сыплются обвинения в сдаче национальных интересов.

Предвыборные рейтинги по-прежнему указывают, что партия Зеленского «Слуга народа» получит большинство на июльских выборах в Раду, но последний опрос группы «Рейтинг» зафиксировал некоторое снижение рейтинга «Слуги народа» и рост популярности партий проевропейского лагеря — «Голоса» Вакарчука и ЕС Порошенко (рейтинг партии Порошенко начал расти после двух месяцев падения). Впрочем, разрыв между пропрезидентской партией и его конкурентами остается огромным, инерция президентских выборов и кредит доверия избирателей продолжают работать в пользу Зеленского.

В этих условиях Зеленский пытается найти баланс во взрывоопасном вопросе Донбасса. В ходе своих визитов в Берлин и Лондон он осторожно придерживался прежней внешнеполитической линии, призывая европейских лидеров продолжать санкционное давление на Россию, и отказывался идти на прямые переговоры с лидерами Л/ДНР.

В то же время глава его администрации Андрей Богдан демонстрирует готовность идти на компромиссы. В своем интервью РБК-Украина он предложил ввести в Донбассе русский язык в качестве регионального, второго языка (что полностью противоречит новому языковому закону, который успел подписать Порошенко). «Лично мое мнение: я бы разрешил Донецку и Луганску государственный — украинский, региональный — русский и при условии, что после этого они — территория Украины», — говорит он.

Даже подобное осторожное мнение вызвало шквал возмущения среди национал-патриотов, однако в целом украинское общество пока скорее на стороне команды Зеленского. По данным июньского опроса Института Яременко и центра «Социальный мониторинг» почти половина (49,5%) украинцев ради мира готовы поддержать автономию Донбасса в составе Украины.

Чего ждут в Москве и Брюсселе?

Все эти маневры Зеленского не устраивают Москву, где к новому украинскому лидеру по-прежнему относятся с настороженной сдержанностью, переходящей в откровенное игнорирование. Президент Путин отказался поздравлять Зеленского с избранием и постоянно указывает на несерьезность и непоследовательность нового президента Украины, на его актерское прошлое. «Я помню его выступление на КВН в Москве где-то в 2000-х годах, в середине, все это было талантливо и смешно. Но то, что мы сейчас видели, — не смешно. Это не комедия, это трагедия», — заявил Путин во время своей прямой линии 20 июня.

Позиция Москвы остается прежней: Украина должна выполнять условия Минских договоренностей. В российской интерпретации это подразумевает начало переговоров с представителями непризнанных республик Донбасса и сведение конфликта к формуле «гражданской войны», где Россия фигурирует исключительно как миротворец. Время у Кремля есть: из Донбасса приходят первые победные рапорты о получении российских паспортов местными жителями. Зеленский поставлен перед фактом: отказ от переговоров на российских условиях ведет ко все большей интеграции Донбасса с Россией.

Недовольство Москвы вызывает и стремление новой администрации убрать Медведчука в качестве переговорщика от Украины. Кремль продолжает демонстрировать свое расположение к Медведчуку: его принимают на Петербургском экономическом форуме как представителя «договороспособной Украины», обещают выгодные газовые контракты.

Путин явно ждет выборов в Верховную раду, чтобы увидеть позиции Медведчука и его партии в новой конфигурации власти. Оппозиционная платформа как главная пророссийская сила претендует на второе место, а это значит, что Медведчук из «посла доброй воли» с расплывчатыми полномочиями может превратиться в вице-спикера с ощутимым ростом влияния. Не теряет Медведчук времени и во время избирательной кампании: проведя сепаратные переговоры с лидерами Л/ДНР, он договорился об освобождении четырех украинских солдат, находившихся в плену у сепаратистов.

Лидер Оппозиционной платформы также наращивает свое медийное влияние: под его контролем оказался медиахолдинг в составе каналов «112», NewsOne и ZIK, ходят слухи о возможном переходе под его контроль ведущего украинского телеканала «Интер» (принадлежит олигарху Дмитрию Фирташу). Медведчук даже стал героем нового документального фильма Оливера Стоуна о кознях США на Украине.

Донбасс — стратегическое направление для Оппозиционной платформы. В первом туре там победил ее кандидат Юрий Бойко, во втором туре его избиратели поддержали Зеленского, но теперь этот электоральный актив становится полем борьбы между «Слугой народа» и партией Бойко — Медведчука.

Европа, в свою очередь, ждет от Зеленского новой дорожной карты по Донбассу. Администрация президента Украины обещала представить стратегию, но пока, похоже, ее просто нет, и Зеленский многовекторно импровизирует в ожидании победы своей партии на парламентских выборах.

Предвыборные рейтинги сулят ему однопартийное большинство в Раде, что развяжет ему руки во внутренней и внешней политике. А пока Зеленский вынужден мириться и с «партизанскими» инициативами Медведчука, и с явным саботажем со стороны собственного МИДа, возглавляемого ставленником Порошенко Климкиным. Показательный пример: МИД Украины, не согласовав это с президентом, отказался обсуждать с Москвой судьбу пленных украинских моряков. «Я узнаю информацию про наши международные шаги из интернета», — возмутился Зеленский.

В то же время чиновникам в европейских столицах может показаться перспективной ситуация в соседней Молдавии, где коалиция между проевропейской и пророссийской партиями покончила с политическим кризисом и теневым всевластием олигарха Владимира Плахотнюка. Особенно если учесть, что в Молдавии есть проблема непризнанного Приднестровья.

В феврале 2019 года на сайте президента Молдавии был опубликован план («Большой пакет») для Мюнхенской конференции по безопасности. Концепция предусматривает нейтральный статус для Молдавии и превращение ее в площадку для «диалога Россия — ЕС» — с прицелом на решение приднестровской проблемы. Там же отмечается, что «молдавский проект может служить основой выстраивания поэтапного мирного процесса по урегулированию конфликтной ситуации на территории Украины».

Если дела в Молдавии пойдут по этому плану, то он действительно может превратиться в образец того, как хотели бы видеть завершение украинского кризиса в Европе.

Зеленский победил на выборах, сумев собрать самые разные ожидания, и сейчас, находясь под давлением внешних сил и собственных избирателей, пытается найти компромиссные решения. Его важнейший политический актив — поддержка по всей стране, выход из традиционного противостояния по линии Юго-Восток/Запад. Однако после парламентских выборов Зеленскому придется определиться со своей стратегией в отношении Донбасса. Ведь обещанные им реформы невозможны без решения ключевого вопроса войны и мира, но и сам мирный процесс требует от команды Зеленского ухода от постсоветских правил игры, замену которым пока найти не получается.

Источник:
Carnegie Moscow Center