27 июня – восьмой день протестов в столице Грузии. Все требования протестующих к этому времени выполнены, кроме одного – отставки министра внутренних дел Грузии Георгия Гахария.
Тем временем Гахария выступил в четверг на брифинге перед журналистами и объяснил, почему в ночь на 21 июня полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули.
Напомним, что в результате разгона митингующих пострадало 240 человек, в том числе 80 полицейских. В больницах до сих пор остаются десять пострадавших, двое из них всё ещё находятся в реанимации.
«Это были трудные дни, которые мы тяжело перенесли. Была тяжёлая ночь, у нас есть пострадавшие участники акции, полицейские и журналисты, к сожалению... Сегодня мы собрались для достаточно сложного разговора, но для того разговора, который обязателен... Надеюсь и уверен, что у нас будет возможность рассмотреть и проанализировать этот тяжёлый день», – начал министр своё выступление перед журналистами.
Он отметил, что может уйти в отставку хоть завтра, однако будет находиться на этом месте, «пока не решит все конкретные задачи».
«Как только я как глава МВД стану вредоносным фактором для команды, мы решим этот вопрос», – сказал Гахария и объяснил, почему ранее не делал никаких публичных заявлений.
«Меня не было видно, чтобы не вызывать дополнительного раздражения и повышения температуры из-за процессов, происходящих на улице», – отметил министр.
При этом он полностью поддерживает возмущение митингующих тем фактом, что в здании парламента Грузии оказалась российская делегация. Как это произошло, по его мнению, должны разобраться специальные службы.
Что касается применения силы при разгоне митинга, то глава МВД уверен – это было вызвано необходимостью.
«Это было абсолютно легитимное использование силы. К сожалению, полицейские были вынуждены применить специальное снаряжение. Ещё раз повторяю: это был трагический случай... Мы готовы правильно и прозрачно отреагировать на данный случай, чтобы завтра и послезавтра такие случаи не повторялись», – заявил Гахария журналистам и напомнил, что участники митингов стали нападать на полицейских, забирать у них щиты и даже оружие.
«Речь не о разгоне, а о самозащите. Это тот случай, когда организованные группы атаковали полицию. Это была самозащита в течение пяти часов, у которой были свои результаты», – отметил Гахария.
На замечания журналистов о том, что резиновые пули нельзя использовать против людей, поскольку это может вызвать летальный исход, министр ответил, что «регламенты в части использования резиновых пуль в Грузии, возможно, будут пересмотрены».
«Возможно, мы пересмотрим какую-то часть или создадим другие протоколы с учётом всех международных норм. Ни одна из резиновых пуль, которая запрещена или приводит к летальному исходу, на этом мероприятии не использовалась», – заверил министр.
Однако самое главное, по словам главы МВД, это то, что в стране не дали произойти государственному перевороту.
«Чего мы избежали? Всё просто: это была попытка насильственно завладеть государственным институтом и, соответственно, властью», – сказал Гахария.
Один из лидеров оппозиционной партии «Единая Грузия» Георгий Ахвледиани уверен: отставка главы МВД проблему не решит.
«Зная нрав политической партии «Единое Национальное движение», я могу с уверенностью сказать, что, если Гахария уйдёт в отставку, никакие требования не прекратятся. Уйдёт Гахария, придёт второй «Гахария», потом появятся новые требования. Для «Национального движения» сейчас самое главное, чтобы в стране ситуация не стабилизировалась. Я не знаю, как долго они собираются продолжать эти акции. Но ещё несколько недель, наверное, придётся на это смотреть. Я не вижу политической воли правительства, чтобы Гахария ушёл с поста», – высказал своё мнение Ахвледиани в эфире радио Sputnik Грузия.
В четверг Тбилисский городской суд отказал прокуратуре, которая требовала накануне ареста депутата Ника Мелия, обвиняя его в организации штурма парламента. Суд оставил Мелия на свободе под залог в 30 тысяч лари ($10,5 тысяч).
«Никанор Мелия будет обязан сдать паспорт и другие документы, подтверждающие его личность, в правоохранительные органы. Это лишит его возможности законно пересекать границу Грузии и покидать страну. Он будет обязан находиться у себя дома и без уведомления и согласия правоохранителей не покидать свой дом. Ему временно запрещены публичные выступления и публичные заявления, а также коммуникация со свидетелями по этому делу», – ответил на вопросы журналистов прокурор Амиран Гулуашвили.
У прокуратуры есть видеозаписи событий в ночь на 21 июня в Тбилиси. Из видеозаписей следует, что беспорядки начались после призыва Мелия к митингующим занять здание парламента.
В четверг 27 июня в прямом эфире грузинского ТВ выступил премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе с официальным заявлением, в котором назвал произошедшие события в Тбилиси провокацией партии «Единое национальное движение» (партия экс-президента Грузии Михаила Саакашвили – Ред.).
«Семь лет они готовились и выжидали, когда мы споткнёмся. И да, к сожалению, мы споткнулись. А они смогли использовать искренний протест граждан для своих провокационных целей», – заявил премьер, признав «превышение полномочий в отдельных случаях» со стороны сотрудников полиции. Однако всю ответственность за произошедшее Бахтадзе возложил на «Саакашвили и его команду».
«Пострадали граждане и пострадали полицейские. То, что произошло, не было выбором министерства внутренних дел Грузии и его руководителя, это их обязанность – защищать Конституцию, порядок в стране и государственные институты», – выступил в защиту полиции премьер-министр.
В четверг Москве состоялась пресс-конференция «Тбилисский майдан: повторится ли в Грузии украинский сценарий», на которой выступил экс-депутат парламента Грузии Леван Пирвели. Он уверен, что только оппозиция ставит перед собой задачи разорвать все связи Грузии и России.
«Почему все хотят вводить тренд русофобии? То, что есть оппозиция, у которой абсолютно политические задачи, разрушить все связи между Россией и Грузией – это факт, который они сами подтверждают. У Грузии в этот момент есть власть, которая не поддерживает русофобские настроения, она на тормозах держит всю ситуацию. Но, к сожалению, это очень слабая власть и неизвестно, сколько она продержится», – заявил Пирвели в своём выступлении.
Вот только непонятно, как тогда воспринимать заявление президента Грузии Саломе Зурабишвили, которая в первый же день протестов обвинила во всём Россию.
Пирвели в Москве предпочитает об этом не вспоминать.
А грузины уже который день заверяют, что любят всех русских и жить без них не могут. Особенно в курортный сезон.
Случился тот редкий случай, когда русофобия показательно ударила по карману. В этот раз – по грузинскому.