Вот и возник прецедент для отмены антироссийских санкций, введенных за аннексию Крыма. Во вторник Парламентская ассамблея Совета Европы разрешила российской делегации вернуться в качестве полноправного члена, восстановив право голоса, которого она была лишена в результате аннексии.

Можно спорить о разумности решения лишить ее этих прав, но вернули ей это право явно по неверным причинам. Это не очень хороший пример для других организаций и стран, подвергших Россию санкциям.

Несмотря на громкое название и то обстоятельство, что Совет Европы намного старше Европейского Союза, это не очень влиятельный международный орган. Хотя и совершенно никчемным его тоже назвать нельзя. Созданная в 1949 году для отстаивания прав человека, демократии и власти закона, эта организация со штаб-квартирой в Страсбурге включает в свой состав 47 стран-членов, в то время как в ЕС их всего 28. Когда туда в 1996 году вступила Россия, ей пришлось ввести мораторий на смертную казнь, условия которого она соблюдает до сих пор. На страны-члены также распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека, который является последней инстанцией в делах о нарушениях прав. России в последнее время очень некомфортно от этой юрисдикции, и она даже заявляет о верховенстве своих судов над ЕСПЧ; но за прошлый год Москва заплатила истцам 780 миллионов рублей (12,4 миллиона долларов), выполняя судебные постановления.

В состав ПАСЕ входят законодатели из стран-членов. Ассамблея проводит недельные заседания четыре раза в год, собираясь в Страсбурге. Никаких решений планетарного значения эта организация не принимает, но она объединяет тех, кто пишет законы в ЕС и соседних с ним странах. Это форум и клуб, членство в котором означает для страны признание своей европейской принадлежности, пусть даже она не отвечает требованиям приема в ЕС (или не хочет им отвечать, как Россия). Кроме того, членство в ПАСЕ дает стране определенные и весьма престижные права, скажем, право участия в миссиях по наблюдению за выборами.

 

Поэтому, когда ПАСЕ проголосовала за лишение России права голоса, российское правительство не захотело спускать это на тормозах. Российская делегация покинула заседание ассамблеи. Официальная Москва стала угрожать отказом от членства в Совете Европы и игнорированием постановлений ЕСПЧ. Но самое страшное для ПАСЕ, привыкшей к шикарному бюджету (на 2019 год он составляет 416,7 миллиона евро или 474 миллиона долларов), заключалось в том, что Россия урезала свои крупные финансовые взносы, выплатив в 2017 году лишь треть положенной суммы, а в 2018 и 2019 годах не заплатив вообще ничего. Это была очень серьезная финансовая угроза, на которую наложилось решение Турции отказаться от своего статуса ведущего донора.

В прошлом году ПАСЕ приняла резолюцию, в которой говорится, что Совет Европы из-за действий Турции и России «впервые в своей истории столкнется с совокупным финансовым риском в размере 42,65 миллиона евро». С учетом размеров бюджета Совета Европы он смог бы прожить даже с 10-процентным его сокращением. Но у меня есть подозрения, что поскольку эта организация в 2019 году запланировала выделить своим руководящим органам 67,2 миллиона евро, деньги стали важной причиной, по которой ПАСЕ уступила российскому давлению.

Конечно, официальная причина была другая. Канцлер Германии Ангела Меркель и французский президент Эммануэль Макрон призвали ПАСЕ восстановить Россию в правах ради поддержания диалога, а российские правозащитники выступают за то, чтобы Россия осталась под юрисдикцией суда по правам человека. Но голосование по резолюции о возвращении России права голоса прошло примерно в то же время, что и утверждение очередного бюджета Европейского совета на два года.

Мнения голосовавших разделились по национальным границам. Большинство западноевропейских и некоторые постсоветские страны поддержали возвращение России в ПАСЕ, а Восточная Европа проголосовала против. Особенно тяжело это решение восприняла Украина. Ее делегация покинула зал заседаний ассамблеи и попросила президента Владимира Зеленского рассмотреть вопрос о выходе Украины из Совета Европы. Но у Украины гораздо меньше численность населения и ВВП, а поэтому в финансовом отношении она не так важна для этой организации. Кроме того, Украина заявляет о своем стремлении стать членом ЕС, и поэтому не станет сама себе создавать проблемы, выходя из состава европейской организации, в которой она уже является членом.

Явная финансовая подоплека решения о возвращении России в ПАСЕ стала пятном на репутации Совета Европы, и это помешает проведению содержательных переговоров с Кремлем, которых, по их словам, хотят Меркель и Макрон. Российскую делегацию в ПАСЕ возглавляет пропагандист с государственного телевидения Петр Толстой. Он и прочие российские законодатели не станут прислушиваться к мольбам о том, что Россия должна серьезнее относиться к правам человека. Они увидят в возвращении России в ПАСЕ слабую реакцию этой организации на финансовый шантаж — и не будут скрывать свое злорадство по этому поводу.

Что же касается Европейского суда по правам человека, то российские правозащитники вздохнут с облегчением. Но Москва, скорее всего, посчитает, что теперь она может избирательно выполнять решения ЕСПЧ. В конце концов, что с ней может сделать Совет Европы — снова лишить ее права голоса?

Я не сторонник антироссийских санкций по той принципиальной причине: они стали наказанием для ни в чем не повинных простых людей за то, чем от их имени занимается фальсифицирующая выборы диктатура. В случае с Советом Европы симметричный ответ России на санкции создал угрозу людям, с которыми дурно обращается коррумпированная и жестокая судебная и уголовно-исполнительная система страны.

Но если санкции введены, исполнять их надо последовательно. Если Россию лишили права голоса в ПАСЕ из-за Крыма, ей нельзя возвращать это право, пока не будет отменена аннексия, или пока ПАСЕ ее не признает (что маловероятно, мягко говоря). Россия очень надеется, что все прочие западные санкции, особенно европейские, отпадут сами собой, когда европейцы осознают, насколько выгоден возврат к тесному экономическому сотрудничеству. Но тот ущерб, который понесет Европа, пожертвовав своими принципами, наверняка перевесит эти выгоды, и поэтому даже сторонники России в ЕС продолжают продлевать санкции.

Поэтому созданный ПАСЕ прецедент очень неоднозначен для ЕС. Даже если антироссийские санкции никак не меняют поведение Кремля, они как минимум показывают, какую позицию в данном вопросе занимает Европа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.