За два с половиной года Дональд Трамп и его помощники сумели добиться ухудшения ситуации почти во всех аспектах американской политики в сфере национальной безопасности. Трамп запугивал и преследовал наших традиционных союзников в Западной Европе, и в результате существенно осложнились двусторонние отношения с Британией Францией и Германией.
Париж, Берлин и даже Токио начали даже пересматривать свою политику в области безопасности из-за той неопределенности, которая окружает любое взаимодействие с администрацией Трампа. Президент Барак Обама оставил Трампу разработанный политический курс в отношении традиционных врагов, таких как Куба и Иран, но его преемник сделал эти проблемы гораздо более острыми и сложными, а в случае с Тегераном, даже разбудил призрак вооруженной конфронтации.
Но самым странным его маневром в сфере национальной безопасности стало непоследовательное и противоречивое решение «российского вопроса», которое привело к тому, что американо-российские отношения вернулись к парадигме холодной войны.
В ходе предвыборной кампании Трамп сделал одним из своих ключевых тезисов стабилизацию и укрепление отношений с Россией. Однако, затем он укомплектовал штат своих помощников по национальной безопасности людьми, лишенными опыта, предоставив им формулировать цели и осуществлять дипломатические маневры. В первой его команде по национальной безопасности доминировали высокопоставленные военные.
Ястребы, выступавшие против России и против контроля над вооружениями, были назначены на должности советника по национальной безопасности, министра обороны и министра внутренней безопасности США. Только бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон обладал репутацией, которая предполагала заинтересованность в нормализации отношений с Россией, но Трамп и Тиллерсон были с самого начала в конфликте и, кроме того, в администрации Трампа полномочия госсекретаря сильно ограничены.
Второй раунд кадровых перестановок в сфере национальной безопасности привел к полному торжеству посредственности. Советник по национальной безопасности Джон Болтон и госсекретарь Майк Помпео не имеют представления о значении дипломатии. Они были бы намного более подходящими кандидатурами для эпохи холодной войны. Никогда еще гражданское руководство Пентагона не было столь слабым, и кто бы сегодня ни возглавил его, будет руководить организацией, которая никогда не способствовала улучшению отношений с Россией или продвижению в сфере контроля над вооружениями. А вед именно это было основой формирования стабильных двусторонних отношений между Вашингтоном и Москвой в семидесятые и восьмидесятые годы. Более того, администрация Трампа вышла из двух основополагающих соглашений в сфере контроля над вооружениями, таких как Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и ядерное соглашение с Ираном (СВПД), и не имеет на сегодняшний день никаких планов, связанных с разоружением.
Выход президента Джорджа Буша-младшего в 2001 году из Договора о противоракетной обороне, который являлся краеугольным камнем стратегического сдерживания и отношений с Россией в области контроля над вооружениями, был примером того, как Соединенные Штаты воспользовались геостратегической слабостью Москвы. Договор по ПРО был аннулирован с целью расчистить путь для создания национальной системы противоракетной обороны в Калифорнии и на Аляске, а также для развертывания региональной системы противоракетной обороны в Восточной Европе, которое продолжила и расширила администрация Обамы. Администрации Буша и Обамы оправдывали необходимость региональной системы ПРО угрозами, исходящими от Ирана, что не имело никакого смысла, особенно после достижения соглашения с Ираном, которое Россия активно поддерживала.
Два недавних события свидетельствуют о том, что у помощников Трампа по национальной безопасности никогда не было планов установления стабильных отношений с Россией, и что Трамп никогда не был марионеткой российского президента Владимира Путина. Трамп воспользовался государственным визитом польского президента Анджея Дуды, чтобы продвинуть идею строительства в этой стране военной базы «мирового уровня». Трамп предполагал, что силы США в Германии будут сокращены для укомплектования базы на территории Польши, что служило бы его двойной цели: ослабить связи с Германией и укрепить отношения с авторитарными лидерами в Восточной Европе. Ранее Дуда говорил о готовности Польши заплатить за создание на ее территории мощной базы под названием «Форт-Трамп». Трудно себе представить более провокационный и агрессивный жест в сторону России и лично Путина, чем идея военной базы в Польше.
Любая база, не говоря уж о базе «мирового уровня», будет еще одним отказом от тех обязательств, которые дали президент Буш-старший и госсекретарь Джеймс Бейкер советскому лидеру Михаилу Горбачеву и министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе. Суть этих обязательств была в том, что НАТО не станет укреплять свои позиции в Восточной Европе, если Советы выведут 400 тысяч военнослужащих из Восточной Германии. Усилия президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего по расширению НАТО были, прежде всего, ошибочными со стратегической точки зрения. А кроме того, в глазах Кремля, это был вероломный отказ от вербальных гарантий, который подорвал доверие к США.
Администрация Буша даже устроила флирт вокруг вступления в НАТО Грузии и Украины, пока канцлер Германии Ангела Меркель не убедила американского президента, что такой шаг стал бы нарушением «красной линии», которую установил Путин. Манипулирование Вашингтона отношениями с Грузией непосредственно связано с краткосрочной войной между Россией и Грузией летом 2008 года. Что касается манипулирования политической ситуацией на Украине в 2013-2014 годах, оно имеет прямое отношение к вмешательству Путина в президентские выборы в США в 2016 году, которое обеспечило поражение бывшему госсекретарю Хиллари Клинтон.
Вторым провалом на пути нормализации российско-американских отношений стало решение США о сливе в СМИ информации о внедрении американской компьютерной программы в электросети России, которое обострило и без того напряженную обстановку новой холодной войны. Что еще более странно, Трамп, как сообщают некоторые источники, не был даже проинформирован о каких-либо деталях относительно внедрения программы в российские энергосети с целью разведки или возможной атаки. Эта информация, опубликованная газетой New York Times, стала еще одним сигналом Путину о слабости американского президента и антироссийской ориентации команды помощников Трампа по национальной безопасности. До сих пор Трамп не выразил готовности пойти навстречу Путину и начать диалог по поводу факта враждебной кибер-активности.
Президент Трамп сегодня практически лишен каких-либо возможностей вывести из тупика российско-американские отношения. Администрация Обамы в свое время инициировала «перезагрузку» отношений с Россией, но со стороны США не было предпринято никаких усилий по институционализации двусторонних отношений, и в 2011 году в ходе визита в Польшу Барак Обама объявил о первых шагах по размещению американских истребителей в этой стране. Это стало очередным шагом в направлении смены американских приоритетов в Европе. Обама также чрезмерно персонализировал конфронтацию с Путиным и позволил министру обороны Эштону Картеру прекратить дискуссии на высоком уровне между министерствами обороны двух США и России. Лживые замечания Хиллари Клинтон о роли США в Ливии в 2011 году также вызвали гнев Путина. Если мы рассчитываем на более миролюбивое поведение Путина в будущем, нам также придется смягчить свои действия в отношении России.
По иронии судьбы, у Вашингтона и Москвы имеется много областей, представляющих взаимный интерес, которые могли бы привести к дипломатической и политической координации, включая ограничение и сокращение стратегических вооружений, политику нераспространения ядерного оружия и борьбу с международным терроризмом, особенно учитывая опыт успешного российско-американского сотрудничества в достижении сделки по иранской ядерной программе.
Любое соглашение о сотрудничестве по проблеме ядерной программы Северной Кореи, было бы гораздо более реальной задачей, если бы Вашингтон и Москва нашли общий язык. Уже имеются некоторые признаки того, что Путин готов сотрудничать с Соединенными Штатами по некоторым вопросам, касающимся Ближнего Востока, включая Сирию, а также Центральной Европы, где российские и американские военные маневры создали напряженность и повышенную угрозу вооруженного конфликта.
Представитель МИД России недавно даже упомянул о необходимости «перезагрузки» отношений с НАТО, и прежде всего, восстановления нормального диалога. Любая новая «перезагрузка» отношений с Россией потребовала бы высококвалифицированного дипломатического вмешательства, но Трампу и его команде помощников в сфере национальной безопасности такая задача просто не под силу.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+