События вокруг Ирана приобретают все более необычный поворот. После того, как иранская ПВО сбила американский беспилотник стоимостью в две сотни миллионов долларов, все с ужасом ожидали начала новой войны на Ближнем Востоке, которая способна привести к мировому энергетическому кризису.
Однако этого не произошло. Напротив, президент Трамп, с его слов, отменил удар возмездия «за 10 минут» до его начала и поблагодарил Тегеран за «мудрое решение» не сбивать еще и самолет ВВС США с 38 военнослужащими на борту, который следовал вместе с уничтоженным БПЛА. Более того, он предложил «сделать Иран великим вновь». Что вообще происходит?
Слишком крепкий орешек?
Несмотря на грозную риторику о «неизбежности удара», если не будут начаты переговоры, в Вашингтоне не могут не понимать, что Исламская Республика – это не подарок в военном отношении. Ранее мы
подробно рассказывали, что иранская армия насчитывает около миллиона человек, Корпус Стражей Исламской Республики (КСИР) – 130 тысяч. Это хорошо подготовленные и вооруженные люди, получившие реальный боевой опыт в соседней Сирии.
Тегеран располагает собственной авиацией, пусть и уступающей по возможностям ВВС США, и военно-морским флотом. Кроме того, Иран имеет собственную систему ПВО, прикрывающую важнейшие объекты страны. Да, полной защиты неба от «американских ястребов» она не дает, но легкой целью для авиаударов Исламская Республика не является, и «птички» гарантированно будут падать.
А еще Тегеран не терял времени даром и активно развивал ракетную программу. Теперь Иран обладает крылатыми ракетами средней и меньшей дальности, которые способны поражать цели в соседних государствах, союзных Соединенным Штатам. Более того, иранские военные прямым текстом заявляли, что в состоянии потопить американские авианосцы, направленные Пентагоном в регион.
В совокупности столкновение США с Исламской Республикой чревато интервентам большими потерями. Поток гробов, покрытых звездно-полосатыми флагами, и утопленный авианосец ВМС США будут не самым лучшим фоном для избирательной кампании Дональда Трампа, о начале которой он на днях объявил официально.
Войны никто не хотел?
Так как же тогда надо понимать неожиданное миролюбие президента Трампа, отменившего удар «за 10 минут»?
Если вспомнить, кто такой сам Трамп, многое становится более понятным. Перед нами очень рациональный, опытный и практичный бизнесмен. В
политике он ведет себя, как в мире крупного бизнеса: сначала жестко «наезжает», потом переходит к переговорам и делает некоторые уступки.
А чего хочет Дональд Трамп? Слово ему самому:
Мы не намерены допустить того, чтобы у Ирана было ядерное оружие. Когда они согласятся с этим, у них будет богатая страна. Они будут очень счастливы, и я стану их лучшим другом. Я надеюсь, что это произойдет.
Собственно говоря, это почти вся правда. Президент США вышел из первой «ядерной сделки», чтобы заключить новую, на более выгодных для Вашингтона условиях. Дополнительным бонусом на этот раз будет требование сократить или вовсе свернуть военное присутствие Ирана в регионе: Сирии, Йемене и т.д. Активность Тегерана по этим направлениям пугает союзников США Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль.
Чтобы иранскому руководству лучше думалось, Вашингтон ввел запрет на покупку нефти, чем поставил Тегеран на путь, ведущий к экономическому краху. Планы перебросить на Ближний Восток 120 тысяч американских военных должны подстегнуть мыслительные процессы правящей верхушки в Тегеране.
Если логика рассуждений верна, то перед нами обычная игра на повышение ставок. И США, и Иран имеют серьезные козыри в рукаве. Военное решение не исключено, но вероятно менее, чем некая новая «сделка».