Как сообщило агентство Bloomberg, Соединённые Штаты рассматривают вопрос о введении санкций против Турции в связи с приобретением российской зенитно-ракетной системы С-400. Несколько дней назад стало известно о том, что Трамп пригрозил санкциями также и Германии – опять за сотрудничество с Россией, только на этот раз по поводу постройки газопровода.
В действительности, разногласия Вашингтона с Анкарой и Берлином могут иметь под собой массу причин, но скорее всего, их договорённости с Москвой здесь ни при чём. Если говорить о Германии, то Трампа волнуют не столько её связи с Россией, сколько извлечение Берлином больших выгод из отношений с Вашингтоном, которое усматривает американский лидер.
Что касается Турции, то здесь инициатором карательных мер выступает Конгресс, а не Трамп. По информации Bloomberg, глава Белого дома не желает принимать какие-либо действия в отношении Турции, пока в конце месяца не увидится с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите G-20.
Надо заметить, президент США известен своим деловым подходом. Действуя в соответствии с доктриной «Америка на первом месте», он понимает дипломатию как совокупность сделок и расценивает международные соглашения с точки зрения «побед» и «поражений».
Правда, к России Трамп такой подход не примеряет. Несмотря на широко распространённую убеждённость в российском вмешательстве в выборы президента США, он изо всех сил старался снискать расположение Владимира Путина. Таким образом, принимая во внимание благожелательное отношение к российскому лидеру, Трамп, скорее всего, не испытывает особого раздражения по поводу того, что Берлин и Анкара ведут дела с Москвой.
Разница, которую Трамп демонстрирует в подходах к Эрдогану и германскому канцлеру Ангеле Меркель, может в значительной степени объясняться его отношением к этим деятелям. Не секрет, что американский президент ощущает определённое родство с «сильными» лидерами наподобие Эрдогана. Так, в прошлом году Трамп приветствовал Эрдогана, стукнув кулаком о кулак, назвал его другом и заявил, что турецкий лидер «делает всё, как нужно». За последние пару лет отношения между Вашингтоном и Анкарой охладились, но личное мнение Трампа об Эрдогане, похоже, остаётся высоким.
Если говорить о Меркель, то здесь ситуация совершенно иная. Трамп много раз выражал недовольство касательно внушительного положительного сальдо Германии в торговле с Америкой, скромных оборонных расходов, соглашения с Россией по поводу строительства газопровода и благоприятствующей иммигрантам политики.
Прошлым летом, в ходе саммита стран-членов НАТО, Трамп особо выделил Меркель и нарушил протокол, назвав её Ангелой – тогда же он обрушился на членов альянса, обвинив их в несоблюдении обязательств по уровню оборонных расходов и излишней зависимости от американской защиты. По информации новостного сайта Axios, Трамп считает Меркель лицемеркой, поскольку она указывает ему на необходимость соблюдения международного права, в то время как сама пренебрегает им.
Возможно, в нынешней ситуации Трамп попросту не хочет портить отношения с Эрдоганом за несколько дней до встречи, чтобы не осложнять ведение переговоров. Как бы там ни было, симпатия Трампа к Путину, нежелание вводить санкции против Турции и решительные предупреждения в адрес Германии, а также обхождение с Эрдоганом и Меркель при предыдущих встречах – всё это настойчиво свидетельствует о том, что американский лидер отдаёт приоритет личным отношениям и концепции «Америка на первом месте», а не каким-либо действиям по сдерживанию России.