Кварталы крупнейшего на юге Киргизии города Ош, разрушенные весной 2010-го в ходе межнациональной резни. Уцелевшим жителям остается оплакивать свое имущество и погибших родных.
Фото: Павел ГРОМСКИЙ
В это воскресенье в Киргизии снова будет горячо - пройдут выборы в местный парламент. Репортаж Дарьи Асламовой
Дарья АСЛАМОВА — 08.10.2010
Спецкор «Комсомольской правды» Дарья Асламова попыталась разобраться, почему киргизы так любят устраивать революции и есть ли у этого «осколка СССР» шанс стать стабильным государством.
ОТРЯДЫ БАБ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Сколько стоят революции? Дорого, если речь идет о традиционной медлительной стране с твердыми консервативными взглядами и вялым темпераментом. (Чтобы раскачать, к примеру, Германию, понадобились бешеная харизма Гитлера и вся мощь банковского и военно-промышленного капитала.) В миллиарды долларов влетели Западу «цветочно-фруктовые» революции на территории Восточной Европы. Революция (или государственный переворот - выбирай, что нравится) где-нибудь в Африке стоит не дороже подержанного «Мерседеса». (Любопытно, есть ли у революционеров бухгалтеры? У большевиков, положим, были.)
Чем чаще происходят революции в отдельно взятом государстве, тем они кровавее, стремительнее и дешевле. Киргизы, жители маленькой доверчивой азиатской страны Кыргызстан, двадцать лет сотрясаемой митингами, переворотами, волнениями и погромами, уверяют, что следующая киргизская революция будет стоить, как новенький «Запорожец». Дешево и сердито. В Киргизии не бывает безуспешных революций, бывает мало водки. Схема проста, как граненый стакан: в каком-нибудь селе проводится праздник, «той», на который собирается значительная часть рода, полторы-две тысячи человек, старики и молодые горячие джигиты. Режут баранов, подгоняют автобусы (!) с водкой. Глава клана (местный политик) произносит зажигательную речь на тему «Доколе?». Мясо съедено, водка выпита. Ошалевшую от алкоголя толпу грузят в автобусы и везут на митинг на главную площадь в Бишкеке. Еще можно напоить голытьбу с окраин города, собрать самые сливки подонков, раздать всем по 200 сомов (около четырех долларов) и везти на тот же митинг. Или пригнать ОБОН - «отряд баб особого назначения» (местное политическое ноу-хау, которым киргизы втайне гордятся). Толпа горластых, шумных, энергичных баб в пестрых тряпках врывается в любое госучреждение и за те же 200 сомов на юбку требует правды, справедливости или мира во всем мире. Или кричит «Кетсин!» («Уходи!») очередному начальнику. Не важно, что кричать. Важно, что телекамеры работают, женщины вопят, власть мнется, охрана капитулирует. Не стрелять же в самом деле в баб?
Дальше самое интересное. Народные массы движутся к «Белому дому», а уже на подступах к нему появляется оружие (оно роздано, захвачено или подброшено - в зависимости от революционной ситуации). «Трах-тах-тах! Очередной президент убегает, а толпа дружно идет грабить турецкие магазины и поджигать китайские, - говорит экс-депутат разогнанного парламента Исхак Масалиев, успевший посидеть в тюрьме после апрельской революции. - Ну чем вам не революционная романтика?»
Дарья Асламова убедилась - революционную разруху в Киргизии не спешат убирать. А зачем? Вдруг опять революция?..
«Все наши революции сделаны на эстетической почве, - со вкусом говорит профессор факультета журналистики Кыргызско-Российского Славянского университета, доктор наук Александр Кацев. - Нас воспитывали в духе переворота 1917 года: революцию надо делать, открывая ворота к дворцу. А потом историческое: «Караул устал». Вот все наши революционеры и бегут к «Белому дому», захватывают, выбрасывают компьютеры из окон. Потом вешают плакат: «Грязные жиды! Убирайтесь вон!» Ну кто еще может быть виноват, кроме нас, евреев? Потом мочат узбеков или оскверняют православные кладбища. Нормальная психология погромщиков. И, разумеется, грабеж. Мне рассказывали прелестную историю про последнюю революцию: семья с окраин, где живут самозастройщики, и нет ни света, ни воды. Муж ограбил компьютерный магазин, а жена - бутик французского нижнего белья. Я так и вижу эту картину: она надевает французские трусики, он открывает ноутбук, но электричества при этом нет! И оба чувствуют себя богатыми».
Стремление получить что-нибудь задаром и есть движущая сила всех переворотов. Но революция, раздавая бонусы и опрокидывая причины народного недовольства, сама по себе не становится творящей силой. Разрушать легко, строить трудно. Накануне новых парламентских выборов Киргизия, столько лет бредившая пьяной вольницей, слегка протрезвела. Стало ясно: третью революцию государство не перенесет. Стоя на пороге гражданской войны, страна наивно возжелала болеутоляющего средства - «сильного и честного правительства». Только где же его взять?
НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ГОСУДАРСТВО
Киргизия - маленькая нищая горная страна на северо-востоке Центральной Азии. Киргизы - темпераментный свободолюбивый народ, вынырнувший из ночи, где мерцали костры кочевников, и сумевший создать примитивную форму племенной демократии. В теории - мусульмане, на практике - светский народ без религиозных предрассудков, с языческими традициями и бешеной жаждой жизни. Исламизация, столь успешная у оседлых таджиков и узбеков, у киргизов всерьез не прошла. Русские явились с цивилизующей миссией в середине XIX века, но за 140 лет своего владычества так и не сумели привить киргизам идею государства и поднять их от чувства племенного, кланового сознания до сознания общенационального.
«Когда в начале перестройки сюда начали ездить иностранцы, они первым делом спрашивали: киргизы - сунниты или шииты? - рассказывает профессор Александр Кацев. - Я им отвечал: у киргизов устный ислам. Никто не хочет читать Коран. Все считают, что они и так его знают. То же с нашей государственностью. Никто не хочет учиться управлять: мы - нация двоечников. У нас сорок родов, и на флаге сорок золотых лучей. И все эти сорок родов должны немножко повластвовать».
«Киргизия как государство еще не состоялась, - уверен местный политолог Марс Сариев. - У нас и не было государственности до прихода царской, а потом советской власти. Племена собирались на курултай, что, в сущности, и есть парламент. Была кочевая военная демократия, союз племен, который объединялся под ханом. Но этого хана, избранного вождями племен, можно было в любой момент убрать, если он не отвечал чьим-либо интересам. Собственно, что мы сейчас и делаем с очередным неугодным президентом. Это такой возврат к прошлому, дежавю. Киргизы живут очень прочными корпоративными, родоплеменными, клановыми интересами в отличие от узбеков, которые прошли через Хивинское и Бухарское ханства. Власть была выстроена, и в их ментальности это закрепилось». «Выходит, советская власть не научила вас государственности?» - спрашиваю я. «Нет. Центральная власть в лице Москвы не влезала в родоплеменные дела. Да, Москва ставила во главе республики нужного человека, а все местные посты (главы областных администраций, председатели колхозов и прочие) были отданы на откуп кланам. Это была европейская упаковка со старым азиатским содержанием. В советское время (да и сейчас) инструментом, который нормировал отношения внутри клана, были в первую очередь похороны, где собиралось максимальное количество членов рода и решались все серьезные вопросы. В сущности, как тогда правили 200 семей, так и сейчас правят, и борьба старой и новой элит не затихает ни на день. И пока мы не сломаем эту схему, мы не придем к государству в европейском понимании этого слова».
КАК ОНИ ЖИВУТ
Несмотря на то что средняя зарплата в стране 150 - 200 долларов, киргизы живут очень весело. Страна, не верящая в завтрашний день, тратит деньги легко и красиво. Миллион гастарбайтеров, работающих в России и Казахстане, исправно отправляют домой от 800 миллионов до миллиарда долларов в год. С электричеством напряженка, но ночные клубы, полные проституток, светятся до рассвета. В ресторанах Бишкека вечером яблоку негде упасть. Целыми столами прямо в форме сидят менты и таможенники. Широко распространены азартные игры, на которые так падки праздность и криминал. Публика играет, как накануне Страшного суда. Казино, игральные автоматы, элитное жилье. За чей счет этот банкет?
«За 20 лет Киргизия с пятимиллионным населением получила 2 миллиарда 800 миллионов долларов кредитов, - говорит экс-депутат от Партии коммунистов Исхак Масалиев. - Учитывая тот факт, что ни один завод или фабрика у нас не работает, легко понять: мы эти деньги просто съели и возвращать не собираемся. «Новые киргизы» хорошо кушают, гоняют на джипах, владеют большими домами. Мы, как и Греция, живем не по средствам. А когда нам плохо, мы просим денег у России - там их получить попроще, чем в Европе, там есть сочувствующие. Мы же все еще братья!»
«Наш первый президент Аскар Акаев говорил в 90-х годах: дайте мне три года президентства, и я сделаю Киргизию второй Швейцарией! - рассказывает доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев. - Мы первыми из советских республик вступили в ВТО аж в 1998 году! Нас пригласили как «островок демократии». У нас, киргизов, есть выражение: «Герои без ничего». Это был экономический «подвиг»: закрыть грудью амбразуру дзота, когда никаких шансов на выживание нет. Мы ушли от Таможенного союза с Россией и Казахстаном, оторвались от своего экономического центра и оказались в гордом одиночестве на постсоветском пространстве. Оставшись в изоляции, мы превратили страну в проходной двор. Все страны - члены ВТО имеют право ввозить к нам товары в любом количестве с таможенной пошлиной не выше 8 процентов (в реальности пять). А рядом Китай! Для сравнения: таможенная пошлина в России на ввоз тонны тростникового сахара составляет 300 евро - почти 50 процентов от себестоимости. Так Россия защищает своего производителя сахарной свеклы. Вступив в ВТО, мы убили киргизского производителя.
Но тут наши люди не растерялись. Они плюнули на собственное производство и начали торговать китайскими товарами, грубо искажая официальную статистику: Китай показывает, что завозит к нам товаров на 10 миллиардов долларов, а мы показываем 800 миллионов. Чувствуете разницу? Таможня на вес принимает товары, не важно, идет машина с телевизорами или с рисом. С этой цифры платится налог - 12% НДС и 5% пошлин, а по идее эти 17% должны взиматься с 10 миллиардов. 1,7 миллиарда долларов ежегодно пропадает на границе! Это же Клондайк, сказочный источник обогащения! Таможенный комитет напрямую подчиняется президенту страны. Чтобы попасть в таможню хоть на полгода, люди платят целые состояния. Потому что знают: выдержал шесть месяцев и не попался, значит, обеспечил семью пожизненно. Но когда заработает Российско-Казахский таможенный союз, от которого мы в свое время гордо отказались, за перепродажу китайских товаров придется платить пошлину.
Киргизская милиция всегда готова к новым «народным бунтам». Но почему-то все равно не в силах их остановить. Фото: АП
ЗОЛОТАЯ ДЫРА
Было у нас и советское наследство: 18 предприятий, которые мы, экономисты, предлагали отдать под юрисдикцию России за 3,5 миллиарда долларов в рассрочку. Куда там! Предприятия решили национализировать. Прекратилась поставка компонентов, стали уезжать русские специалисты. Все заводы потихоньку растаскали, продали все что могли, а станки вывезли на металлолом китайцы и иранцы. Так мы потеряли промышленность. Осталась наша гордость - золоторудное месторождение «Кумтор». В историю войдет как афера века, а для нас, бедных киргизов, афера тысячелетия! В 1992-м «Кумтор» отдали без тендера (!) канадской компании за 20 долларов (это не шутка). При том, что только СССР затратил 150 миллионов долларов на разведку золота, прокладку дорог и электричества. При Акаеве был подписан контракт: канадцы платят 66%, но не от добытого золота, а от прибыли! Разумеется, каждый год получалось, что бедные канадцы работают едва ли не в убыток себе. Бизнес «крышевали» оба президента. «Кумтор» - закрытая тема. Ни национальный комитет, ни налоговая инспекция, ни депутаты - никто не мог годами пробиться на месторождение глянуть, что там канадцы вытворяют. По официальной статистике, добыто за все годы 240 тонн золота (проверить цифры невозможно). При средней цене на золото 20 долларов за грамм (а сегодня все 43) произведено продукции на 4,8 миллиарда долларов! Кыргызстан получил максимум 250 миллионов от этой громадной суммы.
Золото, редкоземельные металлы, украденная электроэнергия - в Киргизии все становится теневой экономикой. Но главная ее часть - наркотрафик.
СТРАНА «КРАСНОГО» ГЕРОИНА
В Киргизии многодетные семьи не редкость, особенно на юге. Благоразумные родители традиционно отправляют одного-двоих сыновей служить в милицию или на таможню, других - в наркобизнес, что обеспечивает безнаказанность и благополучие всей семье. Великий шелковый путь, древняя дорога купцов и завоевателей, работает бесперебойно и сейчас, поставляя в Россию из Афганистана через Таджикистан, Киргизию и Казахстан (Северный маршрут) отнюдь не шелк, а около 60 тонн героина в год. Бизнес старинный и неизбежный, как смерть. Цена вопроса - 30 тысяч молодых жизней, ежегодно теряемых Россией. (Для сравнения: за десять лет афганской войны мы потеряли 15 тысяч человек.)
- Когда вам говорят, что мы, мол, поборем или уничтожим наркомафию, не верьте болтунам: нам противостоит мощнейшее, негативно заряженное социальное явление, которое уничтожить невозможно, - говорит директор Центрально-Азиатского центра наркополитики Александр Зеличенко. - Можно говорить лишь о том, насколько государство контролирует ситуацию, т. е. держит руку на пульсе. Среди профессионалов бытует мнение: самая эффективная служба по борьбе с наркотиками в мире изымает не более 10 процентов (это наивысший КПД), иначе бизнес был бы нерентабельным. Но самая страшная проблема даже не наркобизнес, а наркокоррупция - она размывает все устои. Мы ввели термин «красный» героин. Это героин, принадлежащий правоохранительным органам (в отличие от «черного» - криминального), который продают на «красных» же ментовских ямах. В 2008 году личным приказом экс-президента Бакиева без объяснения причин была закрыта служба МВД Кыргызстана по борьбе с наркобизнесом. В следующем году упразднили Агентство по контролю наркотиков. Как госслужащий, я не имею права комментировать эти действия. Выводы делайте сами. Больше года в стране существовал полный вакуум контроля над наркопотоком. Только сейчас решено воссоздать прежние службы.
Прошлый бакиевский режим устроил гениальную стиральную машину по отмыванию денег - Агентство инвестиций и инноваций, которое было задумано с целью привлекать средства со всего мира, не интересуясь их происхождением. Как только деньги поступают на госсчет Киргизии, любой банк мира примет их уже как законные. Вы посмотрите, сколько в Киргизии, стране с небольшим доходом, казино, дорогих ресторанов, элитного жилья, и все это находит своего покупателя и потребителя. Любой специалист в области отмывания денег вам скажет: строительный бум, игорные заведения, гэмблинг всех видов - явный признак того, что в стране идет большая «стирка». Россия в этой ситуации - самая пострадавшая сторона: к традиционному российскому алкоголизму прибавились наркозависимость и резкое увеличение смертности среди молодых. В качестве потерпевшей Россия вправе вмешиваться в ситуацию, задавать вопросы и требовать решительных действий.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: sergeyussr (8 октября 2010 15:12) Статус: |
Не вижу ничего нового. На постсоветском пространстве(включая Россию) это обыкновенно. А как "держат" города районного масштаба. Все знают проблему,но когда доходит до дела-то, только разборки в любом виде-на сегодня хоть без стрельбы
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Стоит ли русским,которых оттуда изгоняли, наводить там порядок? Может лучше граница на замке?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1211
Рейтинг поста:
На постсоветском пространстве(включая Россию) это обыкновенно.
А как "держат" города районного масштаба.
Все знают проблему,но когда доходит до дела-то, только разборки в любом виде-на сегодня хоть без стрельбы