Заявление так называемого украинского патриарха Филарета о том, что он выходит из соглашения по томосу, является логичным развитием ситуации на Украине – считает независимый эксперт по постсоветскому пространству Андрей Суздальцев.
После поражения Порошенко томос оказался никому не нужен
Дело в том, что Филарет отверг соглашение по томосу по той причине, что «не нужно переходить из одной зависимости в другую», хотя то, что положение так называемой ПЦУ под покровительством константинопольского патриарха Варфоломея будет суровым, было понятно каждому, кто прочитал текст этого церковного договора. При этом, год назад это никого, включая и Филарета, не волновало и не смущало.
Все это подтверждает то обстоятельство, что эта история с томосом была частью предвыборной кампании бывшего президента Украины Петра Порошенко, с помощью которой он хотел поднять свой рейтинг и на этой волне выиграть украинские президентские выборы.
Этого не получилось, хотя эта грязная игра формального прихожанина УПЦ МП привела к образованию «ПЦУ» во главе с «митрополитом» Епифаниеем, реальному расколу в мировом Православии, и вот к этой комедийной ситуации с заявлением Филарета по томосу.
Также было понятно, что украинцы не будут соблюдать томос, если здесь не будет поддержки со стороны украинских властей, а данный проект был, главным образом, личным начинанием Порошенко. И теперь возникла странная ситуация, в рамках которой украинцы перестают выполнять свои обязательства по томосу и фактически «кидают» Константинополь и Варфоломея.
При этом, Варфоломей, пусть и канонически незаконно, но снял анафему с Михаила Денисенко(настоящее имя Филарета), как бывшего митрополита и монаха РПЦ МП, а также дал разрешение на строительство на Украине хоть сколь-нибудь легитимной церковной структуры, независимой, в то же время, от Москвы, но все это скоро уйдет в историю. Ведь без Филарета проект ПЦУ бесперспективен.
Проблема в том, что подконтрольная Филарету УПЦ КП является основой ПЦУ, и если она не будет участвовать в этом проекте, то он сразу утрачивает смысл. Перетащить приходы из УПЦ МП не получилось – несмотря на агрессивную истерию и прямые нападения. Даже по украинской статистике в состав новой организации перешло только 4 процента приходов, а в реальности – намного меньше.
Это не говорит о том, что будущее УПЦ МП на Украине вне опасности, но ситуация складывается так, что те планы, которые Киев, Вашингтон и Константинополь изначально делали на томос, не оправдались, а сам этот проект превращается в исторический анекдот.
«Это нормальное явление для того государственного образования, которое сформировалось на Украине после Майдана. Просто эта новая Украина живет сегодняшним днем и на основании этого делает решения по всем вопросам», - констатирует Суздальцев.
Как замечает эксперт, на Украине сейчас ставится задача только удержания власти, причем какими средствами все это будет осуществляться – нет никакой разницы, и именно на этом была выстроена популистская, подлая и двуличная политика президента Порошенко.
Филарет защищает свои личные интересы
«Томос был задумал в качестве одного из инструментов, который обеспечивал сохранение власти в руках президента Порошенко и его клана, но в условиях поражения бывшего украинского лидера данный проект оказался никому не нужен», - заключает Суздальцев.
По словам Андрея Ивановича, в этом заявлении Филарета многое связано с тем, что он лично там нигде не прописан. Ведь при образовании ПЦУ статус Филарета не был урегулирован, поскольку даже Варфоломей не мог признать факт существования УПЦ КП.
В рамках томоса речь идет об образовании принципиально новой церковной структуры на основе канонически ничтожного разрыва соглашения XVII века о том, что Киевская метрополия возвращается от Константинополя в лоно Московской патриархии. При этом, это не говорит о том, что Константинополь признает существование неканонических церквей на Украине, а также патриарший статус самого Филарета.
И, естественно, такой одиозный деятель, как Филарет, не смог с этим примириться и сразу вышел из томоса – здесь можно вспомнить, что когда-то Филарет был местоблюстителем патриаршего престола после смерти патриарха Пимена и даже главным кандидатом на его замену.
Русским патриархом Филарет не стал и решил реализовать свои недюжие политические амбиции на Украине.
«Филарет не нашел себе места в новой конструкции, созданной Порошенко, который пытался играть на чувствах верующих, поэтому и решил больше не признавать, как томос, так и, вследствие этого, новую структуру в лице ПЦУ», - резюмирует Суздальцев.
Вся эта комбинация, которая была необходима Порошенко для борьбы за власть, стала Филарету не нужна и даже опасна, причем его решение о выходе из томоса предугадывалось заранее, и это, к тому же, подчеркивалось его постоянными действиями и заявлениями.
«Просто Филарет понимает, что такие истории, как с томосом, обычно возвращаются в церковные дела бумерангом. Он ведь после этого стал не просто раскольником с Московским патриархатом, но и раскольником на Украине», - констатирует Суздальцев.
В результате, как отмечает эксперт, Филарет «везде раскольник», причем в квадрате, а иногда даже в кубе.
«Видимо, понимание того, что проект томоса провален, а новый президент Владимир Зеленский, если и будет его поддерживать, то только в рамках своих интересов, и привело к данному решению со стороны Филарета», - заключает Суздальцев.