На Украине продолжается скандал, связанный с гибелью в Переяслав-Хмельницом Киевской области 5-летнего мальчика. Следствие полагает, что его застрелили полицейские, причем находившиеся в состоянии алкогольного опьянения.
Ситуация возмутила общественность, в стране начались протесты против полиции и главы МВД. На улицу вышли разные активисты, в том числе независимые. Акции под лозунгом «Безнаказанность убивает» состоялись во Львове, Харькове, Киеве, Кривом Роге и ряде других украинских городов. Собравшиеся вспоминали и о других случаях произвола властей.
В свою очередь ситуацией тут же воспользовались национал-радикалы из «С14», которые провели митинг против полиции с требованием отставки главы МВД Арсена Авакова. «С14» — давние враги министра, который в период выборов президента не поддержал Порошенко, а «С14» — неофициально, через бывшего руководителя СБУ Василия Грицака, поддерживали Порошенко. Теперь же «С14» пытаются мстить Авакову.
К ним присоединились члены других организаций, среди которых «Национальный корпус».
Кто стоит за активностью радикалов и каковы их политические перспективы на Украине, нашему изданию рассказали политические эксперты.
Националисты напоминают о себе
Националисты исторически всегда пытались показать себя защитниками народа от власти и в таких случаях, естественно, обращали внимание на произвол полиции. Это способ для них напомнить о себе, говорит эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
«У них достаточно слабые рейтинги, потому что их повестка во многом разделяется Петром Порошенко…. Может они считают, что в такой ситуации с рейтингами не надо «палиться», что их время еще не пришло, что надо готовиться на будущее. И, не будучи представлены в парламенте, они затем могут претендовать на роль таких вот независимых арбитров в каких-то конфликтах, как, например, «Национальный корпус» пытался играть роль наблюдателя за выборами», — отметил эксперт.
По его словам, националисты хотят завоевать авторитет в обществе.
«Вообще сейчас какая-то странная кампания для [досрочных парламентских] выборов. У меня такое ощущение, что некоторые партии считают, что указ будет отменен Конституционным судом, и вяло включаются в эту кампанию. Но в условиях скоротечной кампании, когда парламентские выборы будут отражать настроения президентских, у националистов — очень призрачные шансы иметь хороший результат по партийным спискам», — уверен Попов.
Союзники Парубия и противники Зеленского
Взрыв протестной активности радикалов связан не только с последним случаем, но и с целым рядом подобных преступлений против гражданского населения, совершенных подчиненными Арсена Авакова, указывает политолог, директор Института трансформации общества Олег Соскин.
«При этом именно против радикалов и различных националистических групп аваковские отряды действуют наиболее жестко, поэтому уровень напряжения между ними и до этого вопиющего преступления полицейских был очень высок», — напомнил эксперт.
Однако главное отличие нынешних столкновений националистов с полицией заключается в том, что теперь они получили определенную социальную поддержку, поскольку произошел беспрецедентный случай, добавил Соскин: «произошло то, что Аваков лично и вся его система новой полиции утратила доверие общества».
«Сейчас сложилась ситуация, что радикалы вольно или невольно стали союзниками Парубия и Гройсмана в борьбе против Зеленского, которому лоялен глава МВД Аваков», — заявил политолог.
«Быстрее сотрутся друг о друга»
«Бодание радикалов» будет полезно для Украины, уверен политолог Александр Дудчак: чем больше они будут вступать в противоречия друг с другом, тем скорее «сотрутся».
«В общем-то, может, Украине станет от этого легче. Что те, что другие — это два сапога пара. Они просто представляют интересы различных финансово-промышленных и политических кланов. Конечно, [конфликт] связан и с выборами. Потому что тем, кто против Авакова, действительно выгодно убрать человека, который обладает достаточно серьезными ресурсами и может решать вопросы довольно эффективно благодаря тем группировкам, которые находятся под его контролем», — рассказал Дудчак.
По его словам, мы это видели уже и во время выборов президента, когда Авакова попросили помочь создать видимость демократических выборов.
«Он действительно может повлиять, и убрать такого человека было бы для определенных политических сил Украины очень полезно накануне выборов», — подытожил эксперт.
На выборах у националистов нет шансов
Несмотря на свою активность, националисты вряд ли смогут конвертировать ситуацию в политические бонусы, считает Олег Соскин.
«Прошедшие президентские выборы показали, что все националистические группы не способны объединится и показать сколь-нибудь достойный результат», — отметил политолог.
Вторая причина, по которой они не в состоянии добиться успехов на досрочных парламентских выборах — это фрагментарное и явно недостаточное финансирование их проектов, добавил эксперт.
«И третье — у них нет единого лидера. У них нет идеологического единства и понимания, вокруг кого можно объединить разрозненные националистические структуры. Другими словам, у них есть руки, ноги, есть боевая машина физического воздействия, но мозгового центра нет. Поэтому они не успешны и у них движения нет шансов стать парламентской силой», — заявил Соскин.
Он добавил, что единственно возможный путь в Раду для них — это мажоритарные округа, что собственно уже и было с некоторыми их лидерами.
Полицейский беспредел на Украине: безумные водители и неумелые стрелки
Народный депутат Мустафа Найем, который был одним из кураторов создания украинской полиции, пытается оправдать ведомство после убийства пятилетнего мальчика в Переяславе-Хмельницком.
«В полиции, как и в обществе, не все одинаковые. В ней работают как герои, так и негодяи. Но общество — как и полиция! — взрывается, реагирует и оценивает именно преступные действия правоохранительных органов, даже если они были допущены по ошибке или халатности. Первая ошибка была допущена четыре года назад, когда руководство закрыло глаза на различные ухищрения сотрудников бывшей милиции, которым удалось обойти переаттестацию через решения судов, ручных комиссий на местах и банальным шулерством «уволился, исчез, а потом принят на работу», — пишет он в Facebook, указывая, что двое подозреваемых в убийстве до службы в полиции работали в подразделениях правоохранительных органов Украины.
Найем отмечает, что подозреваемые в убийстве сотрудники не прошли аттестацию при попаданию в полицию. При этом они не были и патрульными полицейскими в строгом значении этого слова.
«Подозреваемых полицейских ошибочно называют «патрульными». Подразделение полиции в Переяславе-Хмельницком создавалось не с нуля, как это было в областных центрах. То есть сотрудники не проходили соответствующий отбор, тестирование и подготовку. Формально-юридически они состоят в блоке общественной безопасности, но по факту это не совсем та же патрульная, которую мы привыкли видеть, например в Киеве или во Львове», — уверяет Найем.
Однако его оправдания вряд ли помогут исправить имидж Национальной полиции Украины. Ведь и до случая в Переяславе-Хмельницком украинские полицейские были печально известны.
Безумные водители
В понедельник 3 июня, когда стало известно о смерти пятилетнего Кирилла, которого подстрелили, как сейчас утверждают следователи, два полицейских, стрелявшие неподалеку по пивным банкам, СМИ сообщили о еще одном вопиющем происшествии с ребенком и полицейскими. В другом населенном пункте Киевской области — Борисполе — патрульные сбили мальчика, который переходил дорогу по пешеходному переходу. Мальчика сбили с ног, но в целом он не пострадал. В патрульной полиции сообщили, что водителя привлекли к дисциплинарной ответственности.
Вообще украинские полицейские прославились как крайне неаккуратные водители. Им выдали новейшие японские автомобили, и полицейские довольно быстро превратили их в груду металла. Как свидетельствовал отчет Счетной палаты о результатах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности подразделений, учреждений и заведений Нацполиции в 2018 году, каждая шестая полицейская машина была повреждена в ДТП, а каждая пятая — не работает. Некоторые авто попадали в аварии несколько раз.
Всего патрульная полиция имеет 1876 автомобилей, большинство которых полицейские получили в 2015-2016 годах. И за 2016-2017 годы патрульные повредили в ДТП 951 автомобиль. Аудит Счетной палаты в 2018 году выявил, что полиция не провела служебные расследования в 174 ДТП.
Впрочем, украинцам не нужны были данные проверки, чтобы опасаться полицейских на дорогах. Настолько плохая слава была у правоохранителей.
При этом первый громкий случай, связанный с Нацполицией, тоже был связан с автомобилем. Точнее — автомобильной погоней 7 февраля 2016 года в Киеве, в которой полицейские пытались догнать BMW с пьяными подростками. Во время погони один из правоохранителей — Сергей Олейник — открыл огонь из табельного оружия и убил одного из пассажиров — 17-летнего Михаила Медведева. Тогда украинское общество разделилось. Одни уверяли, что лихачившая на дороге пьяная молодежь создавала угрозу жизни киевлян. Другие же указывали, что стрельба на больших скоростях в городе — не лучшее решение, а для остановки автомобиля хватает и других средств.
«Я недовольна. Это несправедливо, когда полицейского судят за то, что он исполнял свои обязанности», — заявила возглавлявшая тогда Национальную полицию Хатия Деканоидзе.
А министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что арест патрульного — это «попытка дискредитации полиции».
В апреле 2017 года Олейник вернулся на работу. До этого он находился под домашним арестом.
Однако только опасным поведением на дорогах претензии к полиции не исчерпываются.
Неумелые стрелки
2016 год стал поистине роковым для полицейских. Начавшийся случаем с Олейником год завершился кровавой перестрелкой в Княжичах. 4 декабря 2016 года в селе под Киевом в результате перестрелки правоохранителей погибли пятеро полицейских. Как отмечалось в обвинительном акте прокуратуры, во время спецоперации по задержанию вероятной банды злоумышленников бойцы спецподразделений ГУ Нацполиции в Киевской области расстреляли своих коллег. Фактически, одни правоохранители приняли других за грабителей.
«Полиция охраны не починяется полиции Киевской области, которая должна была готовить спецкоперацию, а подчиняется напрямую МВД (к слову, также, как многие другие подразделения, которые раньше действовали в одной системе координат). Поэтому, когда ребята из охраны выехали к дому, где сработала сигнализация, они не знали, что рядом засели оперативники, которые ждали вооруженных бандитов. А оперативники не знали о полиции охраны», — описывал произошедшее генерал-лейтенант милиции, занимавший тогда должность главы Закарпатской ОГА Геннадий Москаль.
Тогда генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что следователи его ведомства видят в действиях тех, кто координировал операцию правоохранителей, признаки преступной халатности.
Тогда же прозвучал призыв общественности отправить Авакова в отставку.
С тех пор виновные в произошедшем так и не понесли ответственности. В то же время, как заявили в комментарии украинским «Вестям» родственники погибших в Княжичах, руководство полиции фактически покрывает убийц.
С тех пор осторожнее обращаться с оружием украинские полицейские не стали. Так, 4 июня 2019 года в Киеве на Соломенке один из полицейских угрожал двум гуляющим с собакой жителям города. Сам полицейский, кстати, был не при исполнении.
«Мы с женой выходили гулять со своей собакой, рядом возле нашего парадного пьянствовала компания с отпущенной собакой. Их собака начала к нам бежать, и жена попросила, чтобы ее забрали! Подошла девушка и собаку забрала, но за нами начал идти и возмущаться мужчина с той же компании <…> В итоге мужчина достал пистолет и начал в нас целиться с вопросом «Конфликт исчерпан?» Вызвали полицию, и на деле мужчина оказался пьяным сотрудником той же полиции с действительно боевым пистолетом! Заявление писать будем, чем закончится, не знаю», — рассказал один из тех, кому угрожал полицейский.
Реформа правоохранительных органов Украины после Майдана, ознаменовавшаяся в 2015 году созданием Национальной полиции, оказалась провальной. В нищающем обществе, где размыто само понятие законности, создать эффективную правоохранительную систему невозможно.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Министр внутренних дел Арсен Аваков не намерен уходить в отставку из-за убийства полицейскими пятилетнего мальчика в Киевской области.
«Я не напишу заявление об отставке, но мою отставку может рассмотреть в соответствующем порядке этот парламент или следующий», – сказал он в эфире телеканала NewsOne.
Такого же мнения он придерживается касательно ухода с должности главы национальной полиции Сергея Князева.
«Я не считаю, что он должен идти в отставку. Он хорошо работает и делает все, что в его силах», – добавил министр. При этом Аваков все же отметил, что «несет персональную ответственность» за случившееся.
Между народные депутаты начали сбор подписей в парламенте за отставку главы МВД, сообщила депутат Рады от фракции «Самопомощь» Елена Сотник.
При этом депутат усомнилась, что голосование за отставку главы МВД состоится, однако подчеркнула, что «оставлять без внимания бездеятельность министра недопустимо», передает ТАСС.
Ранее в среду премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что виновные в смерти ребенка должны получить максимально суровое наказание. «Дело чести, чтобы те, кто совершил убийство, получили наивысший срок наказания, предусмотренный законом», – заявил он.
Гибель ребенка по вине полицейских получила на Украине широкий резонанс. Накануне в крупных городах Украины прошла акция «Безнаказанность убивает», участники которой требовали отставки Авакова и главы Нацполиции.
Украинцы также начали сбор электронных подписей под петицией к президенту Украины с требованием отставки главы МВД.
Во вторник Аваков и Князев встретились с матерью и бабушкой погибшего пятилетнего мальчика.
Напомним, двое полицейских из города Переяслав-Хмельницкий в Киевской области подозреваются в умышленном нанесении тяжких телесных повреждений пятилетнему мальчику. Ребенок получил пулевое ранение в голову. Позже подозреваемые были задержаны.
В полиции заявили, что сотрудник правоохранительных органов 31 мая «пристреливал» ружье» и «случайно один выстрел попал во двор, где в это время гулял ребенок».
https://vz.ru/news/2019/6/5/981091.html