Все просто, когда ты можешь сесть на поезд Москва -- Хельсинки, или самолет Москва -- Нью-Йорк и найдешь везде одинаковые co-working, антикафе, сетевые магазины. Когда все стало объединено сетью Интернет, цивилизации и их различия фундаментально размылись, религия, идентичность перестали исходить из одного центра, они по факту стали личным делом индивида (хотя еще безусловно остались авторитеты в этих сферах); геополитика, опирающаяся на коллективную идентичность, просто перестает работать.
Можно говорить о национальных интересах, вопросах права, финансовых интересах, -- но не о геополитике. Сеть Интернет и IBM PC просто убрали ее, упразднили. Из геополитики еще можно делать некое ядро искусственной идеологии, но она уже более не объясняет политических и социальных процессов. На ней нельзя более построить работающей военной доктрины, нельзя адекватно времени планировать и прогнозировать события. По сути геополитика сейчас -- это мертвый язык. Раньше она работала именно потому, что было общество, ответствующее геополитическим представлениям о мире и человеке.
Константин Леонтьев писал, что быстрые пути сообщения, поезда убьют "уникальность и самобытность", всесмесительно упростят ее. Он был совершенно прав, сеть Интернет довершила тот процесс, начало которого он описывал. С актуальностью геополитики теперь все. Нация уже не народ, и описать ее актуально языком геополитики невозможно. Органически образование нации сейчас происходит в России, но этот процесс идет достаточно медленно. Однако он уже успел сделать геополитику неактуальной.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1585
Рейтинг поста:
Суть процесса - в том, что более интенсивные коммуникации требуют более развитиого интеллекта (именно развитого - наученого).
То есть никакой Интернет, никакие сверхскоростные поезда и т.д. не уничтожат геополитику и политику вообще (как взаимодействие разнородных социальных масс), если вместе с коммуникациями развивавется индивидуальный интеллект человечества. Если человек усложняется.
Именно что бы этого не происходило появляются ЕГА и "болонские системы". Что бы мы не только не умнели, а глупели все вместе. Только тогда Интернет превращает нас в глобальное стадо.
Интернет требует усложнения человека, только тогда он (как и любые коммуникации) конструктивен и прогрессивен в смысле развития.
То есть, не в Интернете и вообще не в коммуникациях дело...