• В среду, 8 мая, президент США Дональд Трамп ввел новые санкции в отношении добычи и производства металлов в Иране и пригрозил пойти еще дальше в том случае, если Тегеран не изменит свое поведение «фундаментальным образом».

  • По мнению Джаррета Бланка из Фонда Карнеги за международный мир, эти санкции Вашингтона, а также развертывание авианосной ударной группы в этом регионе носят «сознательно провокационный» характер.

  • Между тем есть определенная «польза» в том, чтобы сохранить соглашение по иранской ядерной программе, потому что оно дает потенциальную возможность оказывать влияние на иранское правительство», как сказал Роланд Вогт из Гонконгского университета.

 

Новые санкции, которые президент Дональд Трамп ввел против Ирана, и развертывание авианосной ударной группы в этом регионе носят «сознательно провокационный» характер, как сказал Джаррет Бланк (Jarrett Blanc) из Фонда Карнеги за международный мир.

По словам Бланка, который является старшим научным сотрудником Фонда Карнеги, эти санкции не только негативно скажутся на доходах от иранского экспорта, но и затронут «достаточно крупный сектор занятости в иранской экономике». «Это будет воспринято как попытка дестабилизировать средний класс», — добавил он.

В среду, 8 мая, Трамп подписал исполнительный указ о санкциях в отношении добычи и производства металлов в Иране — второй по значению источник экспортных доходов Ирана после нефти — и пригрозил пойти еще дальше в том случае, если Тегеран не изменит свое поведение «фундаментальным образом».

Это произошло спустя несколько часов после того, как президент Ирана Хасан Роухани (Hassan Rouhani) объявил о намерении Тегерана нарушить два требования ядерного соглашения, подписанного в 2015 году и известного как Совместный комплексный план действий.

В воскресенье, 5 мая, советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) объявил о том, что администрация Трампа отправит на Ближний Восток авианосную ударную группу и бомбардировщики в ответ на «тревожные и ведущие к обострению знаки и предупреждения» со стороны Ирана.

В своем интервью CNBC Бланк сказал, что администрация Трампа — или как минимум некоторые ее представители — хотят спровоцировать Иран на нарушение требований ядерного соглашения 2015 года и таким образом вызвать кризис. По его словам, это «позволит загнать в угол будущего демократического президента» и «усложнит процесс возврата к сделке и дипломатии».

Ультиматум Тегерана

В среду, 8 мая, Роухани выдвинул другим странам-участницам Совместного комплексного плана действий — Германии, Франции, Соединенному Королевству, России и Китаю — ультиматум. Он пригрозил, что Иран вернется к реализации части своей приостановленной ядерной программы, если торговля нефтью не возобновится в течение 60 дней.

В четверг, 9 мая, Европа ответила, что она «отвергает любые ультиматумы» Ирана, но при этом готова продолжать реализацию Совместного комплексного плана действий.

В среду, 8 мая, аналитик Eurasia Group Генри Роум (Henry Rome) отметил, что, хотя решение Роухани «открыто отказаться от своих обязательств по ядерной программе» не может мгновенно приблизить его к получению ядерного оружия, оно «знаменует собой начало новой и тревожной динамики в отношениях между США и Ираном».

Эта эскалация произошла в годовщину выхода США из соглашения по иранской ядерной программе и стала очередным витком в напряженных отношениях между Вашингтоном и Тегераном.

Администрация Трампа предпринимает беспрецедентные шаги в рамках того, что президент называет направленной против Ирана «кампанией максимального давления». Одним из таких шагов стало апрельское решение Вашингтона объявить Корпус стражей Исламской революции террористической организацией.

По словам Бланка, создается впечатление, что нынешняя администрация «поглощена идеей того, что экономическое давление может привести к смене режима». Болтон и госсекретарь Майк Помпео «сделали себе карьеру на призывах к смене режима», добавил он.

«Экономическое давление может быть очень и очень эффективным, когда вам нужно добиться таких изменений в политике, которые не имеют отношения к ключевым национальным интересам страны, не имеют отношения к выживанию режима», — объяснил Бланк.

По его словам, перестановки внутри иранского режима гораздо более вероятны, нежели его полная смена.

Возможна «некоторая перегруппировка сил между полудемократическим, полуизбранным правительством, военно-промышленным комплексом, представленным Корпусом стражей Исламской революции, и духовным истеблишментом». Однако, добавил Бланк, результат вряд ли понравится США и их союзникам.

«Непресказуемый» Иран

По словам другого эксперта, хотя США и Евросоюз преследуют единую цель, заключающуюся в том, чтобы не допустить обретения Ираном ядерного оружия, они по-разному отвечают на вопрос о методах достижения этой цели.

В своем интервью CNBC в четверг, 9 мая, Роланд Вогт (Roland Vogt), помощник профессора в Гонконгском университете, сказал, что многие в Вашингтоне убеждены, что Иран «реагирует только на жесткие меры».

С другой стороны, европейские столицы «понимают, что Иран не станет вести переговоры под воздействием шантажа или принуждения».

Вотг добавил, что есть определенная «польза» в том, чтобы сохранить соглашение по иранской ядерной программе, потому что оно дает потенциальную возможность оказывать влияние на иранское правительство».

«Без этого Иран будет вести себя крайне непредсказуемо», — сказал Вогт.

«Рычагов, которые можно задействовать, будет очень мало, если против Ирана ввести слишком много санкций, — я имею в виду рычаги, необходимые, чтобы мобилизовать те силы внутри иранского правительства, которые хотят достичь приемлемых договоренностей с западными странами», — добавил Вогт.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.