Россия обладает самой протяженной границей в Арктике и в последние годы стремительно активизирует свои усилия по освоению региона и загрузке Севморпути. США же остаются «игроком периферии» в Арктике. Как отмечает директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Алесандр Пилясов, ни о какой целенаправленной политике США в регионе говорить не приходится.
Обеспокоенность США планами России в Арктике
На министерской встрече Арктического совета в Финляндии госсекретарь США Майк Помпео выразил обеспокоенность планами России соединить Северный морской путь с китайским проектом «Один-пояс – один путь». Он призвал арктические страны не забывать «модель агрессивного поведения Китая в других регионах», а также исходить из нее при оценке деятельности Пекина в Арктике.
Помпео провел аналогии с ситуацией в Южно-Китайском море. Кроме того, США выступили резко против «приарктического» статуса для КНР. Есть только арктические и неарктические страны, никаких других стран нет, заявил госсекретарь США.
«Политика Штатов направлена на ограничение влияния растущего Китая во всех сферах, в том числе в Арктике, а не только на юге. России здесь нужно исходить из своих интересов и преследовать собственные цели. Другие арктически страны в отношении Китая будут вести себя по-разному. Некоторые уже обожглись, например, у Норвегии возникли политические разночтения с Пекином по ряду вопросов, что ограничило дальнейшее сотрудничество.
Но у Исландии сохраняются большие ожидания от китайских инвестиций. Арктически страны очень поляризованы в своем отношении к Китаю и унифицированной позиции нет. Все они будут следовать своим экономическим и политическим интересам», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».
У США арктическое направление находится на периферии федеральной политики, добавляет Пилясов. Ее вспоминают только когда речь идет о сдерживании РФ или Китая, или когда невнимание США сопровождается резкой экспансией других государств в регионе. В этом случае в Вашингтоне вспоминают про Аляску, арктические амбиции и необходимости создавать арктические порты, то есть все происходит в режиме стимул-реакция. Ни о какой целенаправленной политике здесь говорить не приходится, уверен эксперт.
Для России, которая обладает самой протяженной границей в Арктике, ситуация обратная. Мы, наоборот, в последние годы стремительно активизируем свои усилия в Арктике, она является значимой частью нашей политики. Нынешний объем грузооборота по Севморпути уже превосходит рекорды конца 80-х годов, когда он составлял около 6 млн тонн. Происходит это за счет создания СПГ-производств в Арктике и загрузки углеводородами ледокольного флота.
Проблемы сотрудничества РФ и США в Арктике
По исследованиям геологов, на данный момент речь в Арктике залегает свыше 400 мрлд баррелей нефтяного эквивалента углеводородов или около 20% оставшихся в мире запасов нефти и газа. В этом плане мы хотя и остаемся открытыми к сотрудничеству, но больше не уповаем исключительно на транзитный интерес партнеров. Россия ведет активную политику в вопросе освоения Арктики и загрузки Севморпути.
Возможно, гигантские запасы и транзитный потенциал Арктики как раз и стал причиной, из-за которой США вспомнили о желании сотрудничать с Россией. По словам Помпео, Россия является партнером по Арктическому совету, с которым США плодотворно сотрудничали в ряде областей, и теперь хотят это сотрудничество продолжить.
«Когда Штаты были председателем Арктического совета, то никаких сотруднических инициатив нам реализовать не удалось. Более того, они особо ничего не выдвигали, наоборот торпедировали российские инициативы. Их председательство закончилось в итоге ничем, но в реальности полей для сотрудничества очень много. Здесь и обмен передовыми практиками, и общие экологические проблемы, и вопросы транзитного судоходства и мореплавания.
Есть также вопросы сотрудничества по коренным народам, которые живут по обе стороны Берингова пролива. В 90-е годы оно велось очень активно - были прямые рейсы, обмены региональными делегациями, российско-американских центры в каждом регионе. Но сейчас сотрудничество находится на точке замерзания и нам нужно эти высоты возвращать», - считает Александр Пилясов.
Осложняет сотрудничество нежелание США признавать национальный характер транспортной магистрали РФ Северный морской путь. США безосновательно считают Севморпуть международным проходом, ничем не отличающимся от Суэцкого канала и выступают за свободу судоходства.
По словам эксперта, подобные конфликты у США возникают не только с РФ, но с Канадой. Американцы лезут в северо-западный проход и вызывают раздражение Канады, США также считают его международным, а канадцы называют национальной магистралью. В 40-е годы прошлого века США вообще в явочном порядке использовали этот проход, отправляя туда военные корабли, и в Канаде хорошо помнят об этом.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+