За несколько дней до начала масштабного арктического форума, который прошел в Санкт-Петербурге и на котором президент России Владимир Путин принимал четырех региональных лидеров под лозунгом «Арктика — территория диалога», российские корабли выполняли маневры в холодных северных водах. В Баренцевом море корабль Северного флота ВМФ России осуществил стрельбы по ракетам-мишеням, выпущенным с одного из противолодочных кораблей.

Гости Путина не могли не заметить эту демонстрацию силы. Баренцево море, воды которого омывают побережье Норвегии, представляет собой западную границу Северного морского пути — пути, который огибает Северный полюс и который в течение многих тысяч лет был недоступен из-за ледяного покрова. Но теперь стремительное таяние ледников превратило его в один из важнейших очагов геополитического противостояния.

Под воздействием изменений климата, которые приводят к быстрому таянию ледников, Северный морской путь превращается в арену набирающего обороты соперничества. Его потенциал в качестве предпочтительного маршрута перевозок между Европой и Азией может изменить глобальные торговые потоки. Колоссальные запасы углеводородов, которые там находятся, могут радикальным образом изменить ситуацию на энергетических рынках. А милитаризация региона привлекла внимания многих мировых держав.

Хотя на богатства этого региона начали претендовать несколько десятков разных стран, ни одна из них не проявляет такую активность в своих попытках закрепить свои позиции в регионе, как Россия. В настоящее время одна десятая часть экономических инвестиций России приходится именно на Арктику, о чем Путин сообщил в апреле на форуме в Санкт-Петербурге.

С 2013 года Россия потратила миллиарды долларов на строительство и модернизацию семи военных баз на островах и полуостровах вдоль этого маршрута, где температура опускается ниже минус 50 градусов, развернув современные радиолокационные и противоракетные системы, способные сбивать самолеты, ракеты и уничтожать корабли. Это позволяет Москве полностью покрывать все побережье и прилегающие воды.

Сигнал очевиден. Если вы хотите ходить через Арктику и быстро добираться из Азии и обратно или же если вы претендуете на подводные месторождения газа и нефти, вы будете делать это под надзором России.

«Американцы считают, что только они одни могут заказывать музыку и создавать свои собственные правила, — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров в Санкт-Петербурге. — Северный морской путь — это наша национальная транспортная артерия. Это очевидная вещь, и международное право предоставляет России существенные права в использовании данной территории. Это как правила дорожного движения. Если вы едете в другую страну и садитесь за руль, вы подчиняетесь их правилам».

Хотя пока движение по Северному морскому пути не слишком оживленное, его интенсивность все же растет. По оценкам экспертов, в летние месяцы сроки доставки грузов из Европы в Китай по Северному морскому пути будут примерно на 40% короче, чем сроки доставки через Суэцкий канал, и это позволит сэкономить сотни тысяч долларов на топливе, а также потенциально сократить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу на 52%. В настоящее время Северный Ледовитый океан освобождается ото льда только на три месяца в году, однако, по некоторым оценкам, в ближайшие годы этот период увеличится, что позволит нарастить объемы перевозок по этому маршруту.

Прогнозируя стремительный рост объемов грузоперевозок, Россия приняла закон, позволяющий увеличить ее контроль над арктическими водами, в том числе дающий государственной корпорации Росатом право контролировать доступ к Северном морскому пути благодаря ее ледоколам, которые могут сопровождать корабли.

Россия, у которой пятая часть ее территорий находится за Полярным кругом, пытается еще больше расширить свои территории, заявляя о своих претензиях еще на 1,2 миллиона квадратных километров Арктического шельфа. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже признала часть нейтральных арктических вод продолжением российского шельфа. В результате уже к 2020 году хребет Менделеева и хребет Ломоносова могут стать российскими, сказал один чиновник, знакомый с ситуацией.

Соперники России отчаянно стараются не отставать от нее. На этой неделе США объявили о том, что они начинают строить свой первый почти за два десятилетия ледокол: правительство выделило 746 миллионов долларов на корабль, который должен быть спущен на воду в 2024 году. «В условиях соперничества великих держав этот корабль станет гарантией присутствия нашей страны в полярных регионах», — сказал адмирал Карл Шульц (Karl Schultz), комендант Береговой охраны США, упомянув о «росте торговли, туризма, исследований и международной активности в Арктике».

***

В 2007 году российские исследователи поставили российский триколор, сделанный из титана, на морском дне на Северным полюсе.

Этот шаг — самый дерзкий и показной элемент попыток заявить права на Северный полюс — был предпринят спустя почти 300 лет после того, как Россия начала исследование Арктики. Экспедиции, отправившиеся в этот регион по приказу Петра Первого, позволили нанести на карту 24 тысячи километров арктического побережья — такова примерная протяженность всех наземных границ России.

Россия построила первый в мире ледокол «Ермак» 120 лет назад. В 1957 году она построила первый атомный ледокол «Ленин». Ее ледокол «Арктика» стал первым ледоколом, достигшим Северного полюса в 1977 году. «За эти годы никаких существенных изменений не произошло, ни в форме корпуса, ни во внутренних компонентах», — сказал Сергей Франк, глава государственной компании Совкомфлот.

В период холодной войны Советский Союз вложил в этот регион огромные средства. Северный флот был самым большим советским флотом, а арктические базы служили заправочными пунктами для бомбардировщиков.

Западные державы сосредоточились на сдерживании: силы НАТО патрулировали территории между Гренландией, Исландией и Соединенным Королевством в попытке помешать советским подводным лодкам, оснащенным, баллистическими ракетами, войти в Атлантический океан незамеченными.

По мере того, как советская экономика слабела, инфраструктура в Арктике постепенно приходила в упадок. Поскольку на ее сохранение требовалось много средств, а стратегических обоснований для этого становилось все меньше, Москва постепенно переключилась на другие вопросы.

Изменения климата и растущая мощь азиатских экономик изменили эти расчеты. С 1979 года, по данным НАСА, объемы арктического льда уменьшались в среднем на 12,8% за десятилетие, а в сентябре 2018 года ледяной покров был уже на 42% меньше, чем в 1980 году. Это превратило безопасную северную границу в очаг разработки месторождений и потенциального конфликта. В прошлом году российский Северный флот провел там свои самые масштабные учения за последнее десятилетие.

«У России просто нет другого океана, — сказал министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин на прошлой неделе. — Все проекты, которые мы реализуем в Арктике, — это наши будущие горизонты».

Но там, где Москва видит вызов для безопасности, другие страны усматривают возможности. В августе прошлого года датская крупная компания Maersk реализовала пробную поставку грузов по Северному морскому пути: контейнеровоз Venta Maersk доставил электронику, минеральное сырье и 660 контейнеров замороженной рыбы из Владивостока в Санкт-Петербург. Первый транзит контейнеровоза по Северном морскому пути был произведен в сопровождении российского ледокола, который проследовал вместе с ним большую часть северо-восточного побережья России.

В прошлом году по Северному морскому пути прошли корабли из 20 различных стран, которые перевезли в общей сложности 20 миллионов тонн груза. Хотя эта цифра кажется ничтожной в сравнении с объемами грузоперевозок по традиционным маршрутам, она в два раза превысила объемы грузоперевозок по Северному морскому пути в 2017 году. Россия ожидает, что к 2025 году эта цифра увеличится в четыре раза. «Это реалистичная, просчитанная и предметная задача, — сказал Путин в апреле. — Наша задача — сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей».

По словам представителей «Росатома», корпорации удастся достичь поставленной цели в том случае, если она получит новые ледоколы вовремя. «На этом жизнь не заканчивается, — сказал глава Росатома Алексей Лихачев. — Мы рассчитываем не на 80 миллионов, а на 92,6 миллиона тонн грузоперевозок к 2024 году. А к 2030 году мы надеемся добавить к этому значительную часть международных транзитных перевозок».

***
Растущий интерес Китая к Арктике и его развивающаяся дружба с Россией будут играть важную роль в достижении этой цели.

Пекин обладает статусом наблюдателя в Арктическом совете, который призван управлять сотрудничеством в регионе. У него есть исследовательская станция на архипелаге Шпицберген. Кроме того, Пекин является крупнейшим иностранным акционером в российских проектах по добыче сжиженного природного газа в Арктике, успех которых будет во многом зависеть от эффективности грузоперевозок по Северном морскому пути. В прошлом году Китай опубликовал документ, посвященный его политике в Арктике, в котором говорилось о непосредственной связи между Северным морским путем и китайской инициативой «Один пояс, один путь» — вместе они были названы «Полярным шелковым путем».

 

«Я помню, что еще пару десятилетий назад люди говорили о том, что Северный морской путь невозможен, — отметил один иностранный посол в Москве. — Но, когда я услышал о Полярном шелковом пути и понял, что китайцы действительно в этом заинтересованы, я осознал, что все серьезно». Транспортные компании из Южной Кореи, где строятся многие российские грузовые танкеры, тоже проводили пробные плавания начиная с 2013 года. «Южная Корея и другие страны Азии считают Северный морской путь самым коротким маршрутом, связывающим Европу и Азию, — маршрутом, имеющим огромный коммерческий потенциал», — сказал представитель министерства иностранных дел Южной Кореи. Однако превратить этот потенциал в реальную прибыль будет непросто. Кораблям часто требуется сопровождение ледокола даже в те месяцы, когда Северный морской путь свободен ото льда. «Это очень сложная в технологическом смысле задача, потому что мы живем в чрезвычайно конкурентной среде», — сказал заместитель председателя правительства России Максим Акимов.

 

Россия — единственная страна в мире, имеющая в своем распоряжении флот атомных ледоколов. В течение следующего десятилетия три из четырех ее ледоколов будут заменены новыми, каждый из которых будет стоит от 500 миллионов до 1,5 миллиарда долларов. По словам Путина, в 2035 году в ее Арктическом флоте будет уже 13 ледоколов, в том числе девять атомных.

Москве также необходимо расширить и модернизировать порты по обе стороны этого пути — в Мурманске недалеко от границы с Норвегией и в Петропавловске-Камчатском на Камчатском полуострове рядом с Японией — поэтому она пригласила иностранные компании вложить средства в ее проекты. «Мы убеждены, что потребность в Северном морском пути есть, и мы планируем реализовать этот проект с помощью международных партнерств», — сообщили представители «Росатома».

На форуме в Санкт-Петербурге самым широко употребляемым словом среди иностранных чиновников стало слово «сотрудничество». Хотя отсутствие представителей Канады и США на форуме многим бросилось в глаза, президенты, премьер-министры и ведущие дипломаты арктический страны Европы изо всех сил старались продемонстрировать, что они действительно хотят сотрудничать с Москвой.

И это понятно. Решимость России в ее стремлении установить контроль над Северным морским путем вызвало тревогу у ее арктических соседей, которые теперь стремятся сотрудничать с Кремлем.

Ситуацию усугубляет напряженность в отношениях между Россией и Западом, которая возникла в результате того, что Москва аннексировала Крым в 2014 году, предприняла попытку убить бывшего офицера российской разведки на территории Соединенного Королевства и попыталась вмешаться в иностранные выборы.

***

Эти факторы и санкции, которые западные страны ввели против России, приводят к тому, что некоторые страны опасаются тесно сотрудничать с Москвой в вопросах торговли и безопасности, предпочитая вместо этого концентрироваться на таких вопросах, как защита окружающей среды.

В отсутствие мер по уменьшению объемов выброса углекислого газа в атмосферу Северный Ледовитый океан может освободиться от льда в летние месяцы задолго до 2050 года — возможно, уже через 10-20 лет, как ранее в этом году сообщил оборонный комитет британского парламента.

«Мы хотим поддерживать хорошие отношения с Россией, однако при этом мы не готовы отказываться от принципов, в которые мы верим, и сдаваться в тех вопросах, в которых мы придерживаемся иной точки зрения», — сказал премьер-министр Швеции Штефан Лёвен (Stefan Löfven), выступая в Санкт-Петербурге.

Посол Евросоюза по арктическим вопросам Мари-Энн Конинскс (Marie-Anne Coninsx) отрицает, что Брюссель слишком медленно реагирует на потенциал региона. «Мы уже много лет занимаемся вопросами Арктики, — сказала она. — Мы продуктивно сотрудничаем с Россией — сотрудничаем, а не конкурируем». По ее словам, Брюссель сотрудничает с Москвой в самых разных вопросах, от обработки отходов до утилизации ядерных отходов в регионе.

«Страны-члены Евросоюза обладают крупнейшим в мире торговым флотом, — сказала Конинскс. — Если появятся новые экономические возможности, они будут использованы».

Совершенно иное проявление реакции Запада на действия России в Арктике имело место в октябре прошлого года, когда на севере Норвегии военные НАТО с штурмовыми винтовками в руках высадились с десантного судна на берег. Операция Trident Juncture представляла собой самые масштабные военные учения НАТО с момента окончания холодной войны. В этих учениях, которые длились четыре недели и проходили вблизи границ России, были задействованы 50 тысяч военных, 10 транспортных средств и 250 самолетов из 31 страны.

По словам аналитиков, эти учения, которые Москва назвала агрессивной демонстрацией силы, показали, насколько серьезно НАТО относится к амбициям России на севере и насколько четко альянс понимает, что его войскам необходим опыт проведения операций в этом регионе.

Россия «выдвигает претензии и занимается милитаризацией этого региона», как сказал министр обороны Соединенного Королевства Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) в сентябре прошлого года, когда он изложил новую арктическую стратегию своей страны. «Мы должны быть готовы к любым угрозам, которые могут возникнуть».

В этом году примерно 800 британских морских пехотинцев проходят подготовку в Норвегии, а четыре самолета ВВС Великобритании патрулируют небо над Исландией.

Ожидается, что США обнародуют свою новую арктическую стратегию летом этого года. Как сообщает Пентагон, в центре этого документа будет то, каким образом можно «лучше всего защитить национальные интересы США и поддержать безопасность и стабильность в Арктике».

«Россия активно развивает свои территории в Арктике, и это создает условия как для честной, так и для нечестной конкуренции, а это уже чистая политика», — отметил Константин Косачев, председатель комитета по международным делам Государственной думы.

Необходимость сбалансировать аспекты обороны и развития — это важнейший вопрос из тех, которые сейчас стоят перед Россией, как сказал Крис Тук (Chris Tooke), аналитик компании GPW.

Москва оказала помощь компании Новатэк, добывающей газ в Арктике, смягчив требование о том, что по Северному морскому пути могут ходить только суда, зарегистрированные в России, — такое требование могло снизить экспортный потенциал компании. Однако, по мнению Тука, такие шаги будут редкостью.

«В целом, я думаю, императивы безопасности одержат верх над коммерческими интересами, а эта напряженность и необходимость развивать инфраструктуру, вероятно, замедлят прогресс в коммерческом использовании в среднесрочной перспективе, — объяснил он. — Но нет никаких сомнений в том, что здесь имеется большой потенциал».

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.