Перспективы строительства «логистического коридора из Китая в Евросоюз» через украинскую территорию после событий 2014 года выглядят сомнительно – считает заведующий кафедрой экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин.
Дело в том, что первый вице-премьер правительства Украины Степан Кубив заявил, что Киев предложил Пекину построить на своей территории логистический коридор в контексте китайского геополитического проекта «Один пояс – один путь». Такое предложение уже отправлено из Украины в Китай, причем в Киеве отмечают, что там рассчитывают на многомиллиардные китайские инвестиции.
Другой вопрос, что все это напоминает стандартный украинский популизм, которым официальный Киев постоянно занимается на протяжении последних лет, не говоря же о том, что транзитный проект «Один пояс – один путь» во многом завязан на нашу страну.
У Китая были планы по Украине до событий 2014 года
«У Китая был интерес к транзитным возможностям Украины до тех пор, пока там не произошел геополитический кризис 2014 года. У Пекина были планы постройки на территории Крыма или Одесской области глубоководного морского порта», - констатирует Луконин.
Теперь ситуация качественно изменилась – Крым сменил свою государственную юрисдикцию, а что касается Одессы, то ее транзитные возможности существенно сузились в связи с потерей Украиной российского рынка. Об этом отлично говорит тот факт, что одесский порт де-факто продолжает контролироваться российскими инвесторами, а на самой Украине по нему нет внятных планов.
Это еще раз подтверждает то обстоятельство, что украинское народное хозяйство имело интерес со стороны зарубежных инвесторов только в связке с Россией, а сегодня в эпоху, когда российско-украинские торговые связи разорваны, все это лишилось перспективы.
«После того, как произошел украинский кризис, все планы Китая по Украине были заморожены, и нет никаких оснований говорить, что в ближайшие годы ситуация здесь может качественно измениться», - констатирует Луконин.
По словам Сергея Александровича, Китай, во-первых, учитывает позицию России по Украине, поскольку Москва является стратегическим партнером Пекина, а, во-вторых, у китайцев сегодня имеется много проблем на переговорах с Индией по данному вопросу.
«Это связано с китайско-пакистанским экономическим коридором и тем отпечатком, который накладывает эта ситуация на отношения Индии, Китая и Пакистана, поэтому любые альтернативные проекты имеют здесь смутные перспективы», - заключает Луконин.
Естественно, сейчас периодически идут разговоры о том, что из Китая в Грузию якобы ходят поезда, и что к этому процессу можно присоединить Украину, но пока все это носит фантастический характер. Тем более, тема поставок через Черное море, как альтернатива сотрудничества с РФ, используется на Западе по многим направлениям – например, по газу, но пока здесь вообще нет результата.
Кроме того, во всех этих проектах обхода России в контексте концепции «Один пояс – один путь» забывается то обстоятельство, что Пекин не будет игнорировать мнение Москвы по этому вопросу, учитывая стратегический характер российско-китайских отношений.
Украинский маршрут не рассматривается в Китае
«Да и железнодорожная ветка Китай-Россия-страны Восточной Европы уже существует и функционирует, поэтому для Пекина, по сути, нет никакого смысла задействовать альтернативные пути, тем более, через территорию Украины», - резюмирует Луконин.
Этот путь, как считает эксперт, позиционируется в Китае, как наиболее перспективный, поскольку маршрут через Россию предполагает взаимодействие с наименьшим количеством государств, а, значит, финансовые издержки у такого транзита будут меньше.
К тому же, не надо забывать про нестабильную ситуацию на Украине, которая сводит на нет любое сотрудничество с данной страной, что видно не только по взаимодействию Киева и Пекина, но и по всем другим украинским внешнеэкономическим проектам.
Политолог Богдан Безпалько в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что все подобные инициативы со стороны Киева носят характер популизма, учитывая то гнетущее состояние, в котором находится современная украинская экономика.
«Уровень геополитических рисков на Украине затрудняет любой транзит через эту страну, не говоря уже про то, что разрыв связей с Россией значительно снизил выгодность любых транзитных проектов с участием Киева», - констатирует Безпалько.
Что касается интересов Китая, то китайцам гораздо выгоднее вести транзит через территорию России или Северный морской путь, чем через Украину, не говоря уже про традиционный транспортный маршрут в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал.
«Это видно хотя бы по тому объему средств, который Китай вкладывает в порты на территории задействованных здесь государств, где Украина, конечно, никак не фигурирует. Так что, в данной ситуации Украина является фигурантом только небольшой части китайского транзита и как-то повысить свои позиции Киев здесь вряд ли сможет, поэтому перед нами обычный популизм», - заключает Безпалько.
Таким образом, шансы Украины поучаствовать в проекте «Один пояс – Один путь» становятся все более призрачными.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+