Курт Волкер накануне победы Владимира Зеленского поставил перед будущим президентом приоритетную задачу: конфронтация с Россией должна быть продолжена. «В этот день 5 лет назад Россия начала кампанию агрессии против Украины, которая вызвала огромные гуманитарные страдания», — написал в своем Твиттере спецпредставитель Госдепа. И указал на необходимость действовать.
Мирная Украина американцам, разумеется, не нужна. Страна должна быть заточена на войну с геополитическим конкурентом США, соответственно, перспектив перевести экономику с военных рельсов на мирные у нее нет. Оружие поставлять помаленьку будут, ссужать деньгами для зарплаты офицеров ВСУ тоже, а вот распахивать свои таможенные границы для укротоваров — ни за что. Дональд Трамп, закрывающий американский рынок от ближайших партнеров, просто не поймет, с какой стати он должен делать столь щедрый подарок незалэжной державе. Ему бы ее для начала на карте найти.
То же самое относится к Европе, о чем начали догадываться даже самые невменяемые укроеврооптимисты, скакавшие на Майдане. Возможно, они наконец прочитали Соглашение об ассоциации с ЕС и увидели жесткие квоты. За пять лет вполне могли осилить документ.
Украина оказалась в дичайшем положении: с Западом торговать не дают, а с Россией запрещают. И то, что стране грозит экономическая деградация, вовсе не фигура речи, это просто реальность. Правда, тупенькие сторонники Порошенко всегда верили бесхитростной пропаганде об агрессии Кремля и снижение жизненного уровня объясняли друг другу исключительно путинскими кознями. Не подозревая, что Путин здесь ни при чем, это взрослые дяди за их счет решают свои геополитические задачи.
Им бесполезно объяснять, что выход из безвыходного положения может быть только один ― восстановление связей с Россией. Причем сделать это будет крайне сложно, ибо теперь покупка у Украины ее уникальных пропитанных запахом горящих шин товаров — чистый альтруизм. Все давно замещено и поделено между участниками российского рынка, не протолкнуться.
Но, как мы видим, Курт Волкер сходу бьет по рукам сладкой парочки Коломойский/Зеленский и лишает украинцев даже этой призрачной надежды. Какая вам экономика, какой бюджет, ВВП и прочие бухгалтерские премудрости, ваша задача — война с Россией. Точка.
Другой вопрос, действительно ли спецпредставитель Госдепа всесилен, а война или хотя бы перманентное напряжение на южных границах России входит в приоритеты американской внешней политики? Полагаю, что Дональду Трампу вся эта возня госсекретаря Майка Помпео и советника по нацбезопасности Джона Болтона вокруг Украины, Сирии, Венесуэлы не особо интересна.
Да, иногда ястребам удается уговорить президента поддержать их усилия своим авторитетом, выступить с громким заявлением вроде требования к России убраться из Венесуэлы. И у кого-то наверняка создается иллюзия, что это скоординированная политика администрации Белого дома. Но обратите внимание, как редко это случается. Трампа действительно не интересует то, что не имеет непосредственного отношения к Америке. Внутренняя политика его увлекает больше внешней.
Пять лет назад уровень ответственного за Украину был довольно высоким — замглавы Госдепартамента. Об Украине то и дело публично высказывался Барак Обама, эта тема постоянно обсуждалась во время переговоров Сергея Лаврова и Джона Керри.
Но при Трампе тема ушла с повестки. Уровень снизился до спецпредставителя Госдепа и посла в Киеве. Причем Курт Волкер, похоже, даже не является штатным сотрудником американского внешнеполитического ведомства, во всяком случае он до сих пор числится исполнительным директором Института Маккейна.
Поэтому, когда Курт Волкер говорит о том, что Америка на Украине надолго, не совсем понятно, от чьего лица он выступает. Да, звучит как приговор нэньке, ибо, как я уже объяснил выше, ястребам она нужна только как инструмент противостояния с Россией. Но кто будет приводить его в исполнение — посол США в Киеве или президент США в Вашингтоне?
От этого зависит, насколько Коломойский/Зеленский свободны в своем выборе. Могут они начать восстанавливать украинскую экономику, что автоматически означает восстановление связей с Россией, или их заставят продолжать политику экономической изоляции нэньки от внешнего мира, а значит деградации, и одновременно создавать напряжение на наших границах?
Это единственный вопрос российско-украинских отношений, который нас должен интересовать.
Павел Шипилин, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|