Трамп, Макрон, Зеленский — политтехнологи не сомневаются, что речь идет о явлениях одного порядка. Все три кампании были проведены в сходной манере, несмотря на разницу электорального поля и личности самих кандидатов в президенты. Желания найти различия лишь приведут к общему знаменателю, который еще предстоит охватить новой методологией. Сегодня эту волну называют реновацией популизма, либо крахом старой демократии, либо активаций новых возможностей информационной эпохи. В каждом из этих посылов есть щепотка успеха президентов США, Франции и, скорее всего, Украины. Что интересно, мы до сих пор не знаем истинных авторов удачных стратегий: у американцев называют Стива Бэннона, республиканского политического активиста, главного стратега и старшего советника Дональда Трампа до 18 августа 2017 года, а во Франции — «серого кардинала» Жака Аттали. Настоящие вдохновители команды Владимира Зеленского до сих пор в тени, их имен нам не называют. Идет ли речь об одних и тех же электоральных волшебниках или отдельные группы политтехнологов просто хорошо учатся на чужих примерах?
Но можно посмотреть, что же общего в кампаниях этих трех политиков.
Во-первых, это системная антисистемность (или антисистемная системность, как кому больше нравится) всех трех наших героев. И Трамп, и Макрон, и Зеленский возникали как бы из ниоткуда, провозглашали крестовый поход против сложившейся системы власти, причем как будто имея в виду не конкретных представителей бюрократии, а всю элитную палитру. И при этом каждый из них является представителем конкретной группы интересов, которая в той или иной степени испытывала дефицит влияния на ситуацию в стране. Более того, они вовсе не скрывали этой связи, или, по крайней мере, большинство избирателей о ней догадывалось. Макрон вел за собой глобалистов, распугивая неверующих «фашиствующей» Марин Ле Пен. Трамп продвигал интересы военных и еврейского лобби. А Зеленский и вовсе очевидно представляет интересы конкретного олигарха Игоря Коломойского. Эта системность в большой степени компенсирует страх избирателей и части элит перед революционным сносом старых порядков: каждый надеется, что найдет свой маленький «гешефт» в новой формации, которая будет отличаться лишь более справедливым распределением благ.
Во-вторых, отметим, что все три кандидата в президента не имели никакого политического опыта, имея в виду опыт конкурентных выборов или бюрократической работы. Это не только нивелирует все подозрения в участии в коррупционных схемах прежних режимов, либо перспективы «возвращения долгов» системе в случае избрания. Это красивая сказка о «кухарке, которая может стать президентом», но не одна, а вместе с миллионами рабочих и кухарок, которые отдают за нее голос. Речь идет о внезапном возрождении той старой демократии, в рамках которой каждый голос имел значение, а каждый гражданин являлся электоральной бойцовой единицей и мог повлиять на происходящее в стране. И чем чаще сторонников Трампа или Зеленского оппоненты называли дураками и быдлом (и это реальные факты), тем быстрее рос рейтинг бизнесмена и шоумена, поскольку — парадокс? — сомневающиеся граждане вернее вставали на сторону «неполитиков» и их «недоизбирателей», атакованных «черным пиаром». Политика ведь «грязное дело», это уяснили все, надо вставать на другую сторону, на сторону «народа».
И, в-третьих, о народе или о популизме. Этот размытый тезис сегодня дико страдает от единой общепринятой формулировки. Трампа и Зеленского непременно называют популистами, Макрона же почему-то нет. Сути это не меняет, все трое говорят от имени части своего народа, но не настаивают на том, что именно они являются исключительными представителями единственно правильного «народного курса». То есть, по мнению исследователя Яна-Вернера Мюллера, популистами в полной мере не являются. Мы пойдем дальше и предположим, что о подлинном народном запросе речи здесь вовсе не идет. Политтехнологи каждого их трех кандидатов «поймали волну», верно ее интерпретировали и своевременно — это важно — создали новую политическую реальность, под которую подобрали правильное поведение своего заказчика. То есть успели сделать это до того, как к ней адаптируются оппоненты, классические (а значит, медлительные) политические движения, далекие от народа элиты. С мудрой руки Владислава Суркова сейчас модно говорить о «глубинном народе». Так вот, политтехнологи всех трех кандидатов поймали запросы (или, в случае Макрона, страхи) «глубинного народа» на вдохе, сформировали под него альтернативную политическую реальность и упаковали в красивую политическую программу. И пусть внутри нее оказалось мало смысла и прорывных идей, зато осталось много свежих, не апробированных эмоций, вдоволь демократического драйва и умеренных революционных перемен. Достаточно для победы.
Сегодня мы подробно покажем концепт Зеленского. На вечер пятницы 19 апреля нет никаких сомнений, что он разгромно победит действующего президента Петра Порошенко, у которого нет даже силовых возможностей, чтобы перевернуть неудачную игру в свою сторону. О кампании Зеленского мы точно знаем следующее: программа, медиаплан и событийный ряд в общих чертах был готов в 2015 году. Это продукт согласованной коалиции самых разных групп влияния в Украине. Основным заказчиком выступал Игорь Коломойский, он во многом был и продюсером, и идеологом. При этом сам Зеленский играл и играет огромную и определяющую роль на каждом шаге. Авторы, вдохновители и конкретные разработчики кампании пока остаются в тени. Show must go on!
Кавээнщик-партнер
На президентских выборах в Украине столкнулись не столько разные политтехнологи, скорее, разные политические философии. Несистемность победившего кандидата, что бросается в глаза в первую очередь, вовсе не главная «фишка». Владимир Зеленский легко перемахнул через многие предрассудки политтехнологов, обремененных профессиональным образованием. Ни для кого не секрет, что, слушая кандидата или сравнивая его программу с программой оппонента, избиратель в конечном счете руководствуется лишь эмоциями. Разумеется, существуют граждане, способные не только понять, но и оценить перспективу предложенных социально-экономических концепций, но узок их круг и страшно далеки они от народа. Политические технологи следят за тем, чтобы их клиент без эмоциональных потерь преодолевал «полосу препятствий» избирательной кампании. Для кандидатов расставляют неизбежные развилки и ловушки, и уж если попал «на крючок» — будь любезен дать четкие ответы на принципиальные вопросы, раскалывающие общество, — этому учит нас политологическая наука. И на эти вопросы следует отвечать так, чтобы потерять минимум потенциальных сторонников.
Зеленский решил эту задачу нетрадиционным способом: он завоевал симпатии избирателя, используя лишь телесериал и свой опыт телевизионного политтехнолога. На обязательное для политиков медийное избиение специально обученными людьми он просто не пришел и не потерял ни одного процента своего электората. Вместо ожидаемого многими обрушения его рейтинг рос как на дрожжах. Жители Украины, недовольные происходящим в стране и уставшие от постоянного негатива, живо откликнулись на предложенный позитив, а неучастие кандидата в телевизионных склоках стало для него еще одним плюсом. Вопросы, раскалывающие общество, отошли на второй план, и Зеленский легко заручился поддержкой вчерашних непримиримых противников. Злость и растерянность охватила всех проигравших кандидатов. «А что, так можно было?» — уже месяц задаются этим риторическим вопросом несостоявшиеся президенты Украины и их провалившиеся политтехнологи.
Владимир Зеленский начал играть в высшей лиге КВН еще в девятнадцать лет в составе чемпионской команды «Запорожье — Кривой Рог — Транзит», поначалу он был на второстепенных ролях. Но уже в следующем, 1998 году создал собственную команду КВН «95-й квартал», где стал капитаном и одним из ведущих авторов и сразу пробился в высшую лигу. После пяти лет выступлений команда не распалась, а, подобно «Уральским пельменям», стала выпускать успешный телевизионный продукт. «95-й квартал» сотрудничал с телеканалом «Интер» (бывшая «первая кнопка» советского телевещания) и выпускал шоу на основе номеров в стиле КВН, разбавляя их репризами с приглашенными звездами российской и украинской эстрады. Но главной особенностью шоу были сатирические пародии на политических лидеров страны.
Владимир Зеленский, кроме исполнения главных ролей и участия в сценарной работе, в 2010 году стал генеральным продюсером «Интера». Телеканал формально принадлежал олигарху Валерию Хорошковскому, занимавшему различные высокие государственные посты при президентах Леониде Кучме, Викторе Ющенко и Викторе Януковиче. Политическую группу, чьи интересы в медиабизнесе представлял Хорошковский, можно охарактеризовать как специализирующуюся на экономических связях с Россией, но выступающую против экономической и политической интеграции двух стран. В этот клуб любителей зарабатывать на российском рынке и спекулировать на пророссийских настроениях входил в то время и Петр Порошенко. Группу не заботила прибыльность телеканала «Интер», ее волновала лишь его способность влиять на аудиторию с помощью всех, в том числе развлекательных, программ вещания. В обязанности генерального продюсера телеканала входила координация информационной политики популярнейшего телеканала. Зеленский, занимавший эту должность в течение двух лет, не мог не стать опытным политтехнологом, поскольку руководил одним из сильнейших фронтов информационной войны.
В декабре 2012 года в результате поражения во внутриэлитной борьбе, которая шла в окружении Виктора Януковича, Валерий Хорошковский был уволен из правительства и был вынужден расстаться с контролем над телеканалом «Интер». Зеленский покинул пост генерального продюсера и вместе с коллективом «95-го квартала» перешел на телеканал «1+1» Игоря Коломойского. К тому времени шоу «95-го квартала» кроме хороших рейтингов начало пользоваться популярностью у политической элиты Украины. На съемках «Вечернего квартала» в крупнейшем концертном зале «Украина» вместимостью 4000 зрителей всегда был аншлаг, а в зале часто присутствовали чиновники и бизнесмены высокого ранга, в том числе Петр Порошенко. Секрет успеха шоу у политической элиты был в том, что его автор и продюсер Зеленский хорошо разбирался в политических раскладах страны и всегда обладал инсайдом. Простого зрителя смешила пародия, в которой актеры передразнивали манеру политиков говорить, а искушенную часть публики забавляли намеки на реальные события в политической жизни страны.
Сделав столь выгодное приобретение, Коломойский отдал команде Зеленского максимальное количество эфирного времени и кроме привычного еженедельного шоу «Вечернего квартала» они стали выпустили еще несколько юмористических проектов, в том числе мультипликационный. В 2014 году, когда профсоюз олигархов принял решение поддержать Порошенко в качестве кандидата в президенты, немалую роль в его продвижении сыграл и Владимир Зеленский. В «Вечернем квартале» высмеивали его оппонентов, главным образом Юлию Тимошенко, а в политическом мультсериале воспевался образ отважного героя, похожего на Петра Порошенко. Хотя на «1+1» Зеленский и не получил красивого поста в виде «генералиссимуса» телеканала, он приобрел большее. В отличие от хозяев «Интера» владелец «1+1» видел в Зеленском не только талантливого руководителя группы «крепостных» актеров и журналистов, а партнера по бизнесу, которого практически некем заменить. Выстроив таким образом деловые и личные отношения с Зеленским, Коломойский обезопасил себя от попыток других олигархов перекупить Зеленского, поскольку они продолжали все мерять исключительно деньгами и должностями. Зеленский отказался от множества заманчивых в финансовом отношении предложений и оказался прав: со временем Коломойский предложил ему занять главный пост в государстве.
Начало политической карьеры
Жадность, наглость и беспринципность — это три источника и три составные части успеха любого украинского олигарха. Совершенно бесполезно разбираться, кто из поссорившихся в 2015 году олигархов — Порошенко или Коломойский — был неправ. В своей логике, наверное, они оба были правы, но поскольку один из них занимал на момент конфликта пост президента страны, а второй лишь пост председателя Днепропетровской областной администрации, результат изгнания Коломойского был легко предсказуем. Можно было также предположить, что Коломойский не смирится с поражением и начнет консолидировать вокруг себя олигархов, недовольных Порошенко. Действующий президент, который сам был участником заговора против предыдущего президента Виктора Януковича, знал, что нужно делиться. Однако предложенные им схемы давали возможность олигархам заработать сотни миллионов долларов, но не окупали миллиардных убытков, получаемых из-за политики Порошенко. Например, благодаря схеме «Ротердам плюс», завышающей стоимость электроэнергии для потребителей, олигарх Ринат Ахметов и Петр Порошенко заработали более миллиарда долларов. Но это не компенсирует падение капитализации активов Ахметова, через бизнес-империю которого пять лет назад пролегла линия фронта. Первое время даже война не мешала эшелонам, груженным углем и металлом, курсировать мимо сражающихся сторон. Однако спустя пять лет для продолжения бизнеса приходится искать все более замысловатые схемы, а Порошенко, легитимируя собственную власть, продолжает загонять ситуацию в тупик.
Все вышесказанное в большей или меньшей степени волнует и других олигархов, разочарованных в менеджерских качествах действующего президента. Консенсус элит в вопросе о необходимости сменить президента был достигнут, и вчерашние противники вновь объединились ради свержения Порошенко. К оппозиции примкнул олигарх и по совместительству министр внутренних дел Арсен Аваков, что затруднило для Петра Порошенко подкуп избирателей и фальсификации в ходе выборов, а также реализацию силового сценария.
Слуга двух господ
Многих волнует вопрос, кому пришла в голову гениальная идея превратить Зеленского в президенты Украины. Для практикующих политтехнологов и социологов запрос украинского общества на новое лицо в политике стал очевидным довольно давно. Владимиру Зеленскому, который продолжил тесное общение с эмигрировавшим олигархом, было вполне под силу подтолкнуть Коломойского к этому «неожиданному выбору». Критерии запроса были предельно просты: кандидат должен быть молод, но при этом довольно известен и успешен, а главное, он не должен иметь политического или государственного опыта. Отсутствие опыта гарантировало отсутствие коррупционных связей, поскольку в обществе сложилось мнение, что любой политик или чиновник гарантированно коррумпирован. Около четверти избирателей готовы были проголосовать в первом туре за кандидата, отвечающего этим критериям. Политический опыт бывшего боксера Виталия Кличко, чей президентский рейтинг в 2014 году доходил до 17%, говорил о том, что избиратель не заметил стоящего за Кличко олигарха Дмитрия Фирташа и простил спортсмену неумение правильно употреблять половину слов из его скудного словарного запаса. В отличие от Владимира Кличко Зеленскому, напротив, пришлось до поры до времени скрывать не только свои амбиции, но и умение вести дискуссию, и общую политическую подкованность.
Старт предвыборной кампании Зеленского был дан в течение нескольких месяцев после изгнания Игоря Коломойского из Украины весной 2015 года. Телеканал «1+1» в сетке вещания, отведенной под новости и политические программы, не критиковал Порошенко. Зато в «Вечернем квартале» президент и его ближайшее окружение стали постоянной мишенью для насмешек, благо поводов для этого было предостаточно. Параллельно с атакой на Порошенко с лета 2015 года начал ваяться положительный образ будущего президента Украины в новом сериале «Слуга народа». Олигархи правят страной, официальная политическая система служит лишь прикрытием для этого, а если новый неопытный, но честный президент сменит министра-коррупционера на министра-идиота, это пойдет стране лишь на пользу — такой приговор выносит фильм действующей власти. Прогнившей системе противопоставлялась честность, самоотверженность, настоящая дружба и семейные ценности. В сериале «Слуга народа» были обкатаны многочисленные сценарии противостояния идеального президента с олигархами и коррумпированным госаппаратом, что заставило зрителя поверить в несгибаемость лирического героя и наделило его достаточным политическим опытом. К положительному образу Владимира Зеленского, более двадцати лет известному зрителю в качестве шоумена, прибавилось ощущение уверенности и надежности, а главное — надежды на перемены к лучшему. За два с половиной года вышла 51 серия фильма «Слуга народа», и Зеленский в зрительском восприятии сросся со своей ролью сильнее, чем Вячеслав Тихонов с образом Макса Отто фон Штирлица.
Между тем Петр Порошенко ревностно охранял свои владения и с первого же дня президентства обрушивал кару на всякую голову, в которую приходили мысли занять этот пост. Мэр Львова и лидер парламентской партии «Самопомощь» Андрей Садовой пять лет назад рассматривался как вероятный политический противник Петра Порошенко. В 2014–2015 годах в дом львовского градоначальника то стреляли из гранатомета, то кидали гранаты, а в 2016-м киевские власти спровоцировали кризис с вывозом мусора из Львова с целью похоронить авторитет Садового под горой накопившихся бытовых отходов.
Главную опасность для Зеленского представлял не черный пиар, а возможность выдвижения штабом Порошенко технических кандидатов, претендующих на электорат шоумена. Но Порошенко упустил из виду затаившегося Зеленского, который объявил о своем участии в президентских выборах лишь три с половиной месяца назад, в новогоднюю ночь. Отсутствие предвыборной агитации и медийной активности перед первым туром президентских выборов позволило Владимиру Зеленскому оставаться в тени лидирующей Юлии Тимошенко. Игорь Коломойский до последнего не был уверен в успехе совместного с Зеленским предприятия и продолжал оказывать поддержку Тимошенко. Немногочисленные невнятные интервью Зеленского должны были представить его в глазах Порошенко менее опасным противником для второго тура выборов, нежели острая на язык Тимошенко. А штаб Зеленского решил, что Порошенко с антирейтингом 51% является для них наиболее благоприятным противником, и потому помог справиться с Тимошенко.
Третий сезон сериала «Слуга народа» вышел непосредственно перед выборами и состоял всего из трех серий, поскольку создатели хотели оперативно скорректировать его содержание под потребности текущего политического момента. В нем кроме привычной комплиментарности по отношения к герою в исполнении Зеленского и ожидаемой атаки на Порошенко был выведен негативный образ Тимошенко. Незадолго перед первым туром выборов шоумен начал стремительно наращивать свой рейтинг, и Коломойский, поверив в победу Зеленского, отказался от поддержки запасного кандидата. Политические аналитики телеканала «1+1», перемешивая правду и вымысел, тут же начали массированную атаку на светлый образ Юлии Владимировны.
Поединок
Одержав победу в первом туре выборов и посодействовав проходу во второй тур политического трупа действующего президента, Зеленский автоматически гарантировал себе победу. Когда более 80% граждан недовольны происходящим в стране и винят в этом власть, компрометировать Зеленского просто бессмысленно — это не сделает Порошенко привлекательнее. Однако президент Украины решил не сдаваться и потребовал от своего штаба «победить Зеленского нокаутом». Был привлечен израильский специалист по черному пиару Моше Клюгхафт, который за десятки тысяч долларов выдал стратегию, которую любая бабка, сидящая около подъезда, воспроизводит совершенно бесплатно. Зеленский — наркоман и политическая проститутка (марионетка Коломойского), публично заявил президент Украины, вызвав негативную реакцию лишь по отношению к самому себе. Попытка показать, что Зеленский вымышленный персонаж и прячется от общения, натолкнулась на его встречную медийную активность. Оппоненты обменялись роликами с взаимными обращениями на YouTube с неприятным для действующего президента результатом: Владимир Зеленский не только выглядел лучше оппонента, но и смог навязать Порошенко комфортную для себя площадку дебатов — огромный стадион «Олимпийский».
Зеленский избавился от необходимости притворяться слабым противником, но все же не желал становиться завсегдатаем политических ток-шоу с допросами оппонентов, что заставило бы его дробить свой электорат, постоянно выбирая «одно из двух». Воспользовавшись отсутствием в Украине Зеленского, улетевшего на встречу с президентом Франции Эммануэлем Макроном, Порошенко предпринял очередную попытку показать, кто в доме хозяин. На телеканал «1+1» приехали прокурор Генеральной прокуратуры Константин Кулик, обвинивший Порошенко в оказании давления на следствие по коррупционным делам, и бывший руководитель Одесской областной государственной администрации Максим Степанов, назвавший причиной своего увольнения нежелание подтасовывать результаты первого тура президентских выборов. Порошенко неожиданно явился в студию и заявил, что приглашает приехать Зеленского, поскольку в студию «по вечернему Киеву можно добраться за сорок минут». Степанов и Кулик, пришедшие обвинять Порошенко, растерялись и начали искать компромисс между необходимостью оппонировать Порошенко и желанием угодить президенту. Ведущие телеканала «1+1», видимо, давно забывшие как выглядит Коломойский, принялись откровенно лебезить перед президентом.
И тут в студию позвонил Зеленский. Порошенко попытался «построить» и его, но получил неожиданный отпор. После непродолжительной перепалки, в ходе которой Порошенко пытался перенести дату дебатов на стадионе на более ранний срок и обвинить оппонента в использовании русского языка, Зеленский заявил: «Девятнадцатого числа на НСК “Олимпийский”. Точка. До свидания». Сторонники Порошенко впоследствии утверждали, что Зеленский бросил трубку; возможно, и бросил, хотя из Украины этого не было видно, а французы хранят молчание. Проблема для Порошенко и его сторонников состояла в том, что Зеленский, в отличие от других собеседников, не позволил Порошенко морально подавить себя. Напротив, не выходя за рамки приличий, он сумел поставить оппонента в глупое положение, вызвав смех в студии.
Настоящий мастер-класс по общению с негативно настроенными журналистами Зеленский продемонстрировал во время пребывания в Париже. Украинские акулы пера набросились на мирно завтракавших в гостинице Владимира Зеленского и его жену. Персонал отеля пытался вызвать полицию, но Зеленский попросил этого не делать и пообещал дать интервью, если его опубликуют без купюр. За пятнадцать минут общения Зеленский не только спокойно ответил на провокационные вопросы, но и завоевал симпатию атаковавших его журналистов. Это видео можно было бы принять за постановочное, если бы его появление не анонсировал телеканал Петра Порошенко «Прямой» как некую сенсацию, а потом «забыл» показать. Перед предстоящими дебатами на стадионе это было очень тревожным звонком для штаба президента. Тогда было принято решение идти на стадион в гордом одиночестве, на пять дней раньше срока, предусмотренного законом. Своих сторонников Порошенко собрал возле «Олимпийского», а дебатировать сам с собой отправился в комнату на территории стадиона. Изобразив удивление по поводу, что «Зеленский опять не пришел» Порошенко ответил на приятные вопросы журналистов и попытался уйти от неприятных. Чтобы закрепить успех, действующий президент призвал своих сторонников зайти внутрь стадиона для совместной фотосессии, но лучше бы он этого не делал. Пять тысяч человек (с трудом собранных в трехмиллионном Киеве) на трибунах стадиона, вмещающего 70 тысяч, смотрелись очень куце. Впрочем, это не помешало Порошенко впоследствии заявить, что все видели «десятки тысяч человек, пришедших его поддержать».
Последний удар, связанный с Парижем, штаб Порошенко нанес себе сам, решив поострить по поводу пожара в Нотр-Дам. Телеведущий «Прямого» Тарас Березовц заявил, что «Макрону очень повезло, что после приезда Зеленского сгорел всего лишь собор Парижской Богоматери. А ведь мог бы и Елисейский дворец полыхнуть». «Как вам не стыдно?! Позор!» — так посол Франции в Украине Изабель Дюмонтак оценила потуги сторонников Порошенко забрать хлеб у Зеленского.
Еще менее смешным получилось видео, распространенное окружением Петра Порошенко. За основу был взят рекламный видеоролик Зеленского, который переходит дорогу, чтобы объединить разделенных властью людей. «Креатив» сторонников Порошенко состоял в том, что было наложено видео КамАЗа, сбивающего Зеленского. А позже полиция задержала вооруженную банду, дежурившую недалеко от дачного поселка под Киевом, где находится дом Зеленского. Бандиты установили станковый пулемет ДШК (пробивающий броню с нескольких сот метров) в автомобиль «Тойота Ленд Крузер». По словам задержанных, с помощью своей тачанки они охотились не на Зеленского, а на криминального авторитета Владимира Дидуха, но отказались назвать заказчика.
Три недели назад социологи прогнозировали, что во втором туре за Зеленского избиратели отдадут в два раза больше голосов, чем за Порошенко. Однако активность штаба Порошенко смогла изменить электоральные настроения, и за пять дней до выборов у Зеленского стало в три раза больше сторонников, чем у Порошенко. Две ведущие социологические службы — Киевский международный институт социологии и группа «Рейтинг» — показали похожие результаты. По их данным, среди тех, кто определился с выбором, за Зеленского выразили готовность проголосовать 72,2 и 73% соответственно, а за Порошенко — 25,4 и 27%. Владимир Зеленский был выше черного пиара, и все заготовки штаба Порошенко, не долетая до цели, опустились на седую голову заказчика.
Неутешительные итоги борьбы с Зеленским вновь заставили Порошенко вернуться на стадион и предпринять последнюю попытку победить. Бессмысленная активность президента, мечущегося по телеканалам и агитационным площадкам, напоминала энергичность курицы без головы. А вот Зеленский мог бы даже отказаться от дебатов на стадионе — его рейтингам это ничуть не повредило бы. Однако политические амбиции вынудили его феерически завершить избирательную кампанию: этого требовал не поверженный Порошенко, а замершие в нерешительности законодательная и исполнительная ветви власти. Президент Украины, в случае отсутствия поддержки со стороны кабинета министров и парламента, практически беспомощен. Без согласия Верховной рады Зеленский не способен отправить в отставку членов правительства или генпрокурора. А без представления кабинета министров не может уволить ни одного главу региона. Продемонстрировать массовую поддержку народа во время дебатов и получить максимально большой процент голосов на выборах — это серьезный аргумент для предстоящей борьбы за власть.
Стадион
На «Олимпийский» Петр Порошенко пришел с собственной сценой, установив ее в ста метрах от сцены Владимира Зеленского, на противоположном крае футбольного поля, и разделил центр поля стадиона забором и кордоном полиции. Противопоставление одной части общества другой — эту нехитрую технологию Порошенко использовал все пять лет пребывания у власти и не смог от нее отказаться при проведении дебатов. Учтя печальный опыт с неявкой своих фанатов на «Олимпийский» ранее, утром в пятницу в Киев свезли «болельщиков Порошенко» со всей Украины. Придя на стадион, Порошенко решил перейти на сцену Зеленского, забыв о своем фан-секторе, оставшемся стоять перед пустой сценой.
Зеленский резюмировал итоги правления Порошенко: пять лет обмана и личного обогащения. Порошенко, в свою очередь, не отвечал на конкретные вопросы и сконцентрировался на личных нападках на Зеленского. Спокойнее и увереннее чувствовал себя Зеленский, а Порошенко иногда сбивался и часто нарушал регламент дебатов. По итогам дебатов можно сказать, что профессиональный актер-политтехнолог выглядел убедительнее, а главное, привлекательнее непрофессионального актера-президента.
Политтехнологические приемы, используемые штабом Зеленского и Порошенко, отличались качественно. Если сравнивать их с вооружением, то Порошенко, словно неандерталец, размахивал дубиной и бросался в конкурента подручными снарядами. В то время как Зеленский уже давно расстрелял конкурента ракетами и для верности проехался по нему танком. Нельзя сказать, что в ходе предвыборной кампании Зеленский открыл что-то новое в манипулировании общественным мнением, нет, в отдельности все это было давно хорошо известно. Поражает эффективность примененных вооружений, притом что все было сделано вовремя и в необходимых пропорциях. Поиски талантливого политтехнолога в окружении Зеленского тщетны — их имена держат в секрете. «Официально» главный политический консультант штаба Зеленского Дмитрий Разумков на эту роль явно не тянет. «Великий и ужасный» Коломойский не только не способен управлять чужой избирательной кампаний, он плохо владеет собой, постоянно срывается на журналистов и не способен навести порядок в рядах собственных.
Штаб Зеленского давно прослушивается СБУ, о чем официально заявила украинская полиция, и все его сотрудники давно изучены конкурирующей фирмой — известных политтехнологов среди них нет. Версия о таинственном консультанте, помогающем Зеленскому дистанционно, неправдоподобна, поскольку для молниеносной и эффективной реакции на происходящее необходимо находиться в гуще событий и чувствовать их нерв. Наверняка Зеленский обращался за консультациями к узким специалистам, но общий план, вероятнее всего, был разработан и реализован под его руководством при помощи сценаристов «95-го квартала», что пока стало их лучшей шуткой.