Например, какие бы «фальшивые новости» и какие русские боты могли разместить в Интернете перед американскими президентскими выборами 2016 года оказывается совершенно неважными при ежедневном публикуемом потоке чуши, исходящей от Дональда Трампа. Брексит случился не из-за «российского вмешательства», а (помимо прочего) из-за ложных заявлений британских политиков, желавших выхода, вроде печально известного утверждения, что Соединённое Королевство сможет еженедельно тратить на Национальное здравоохранение на 350 миллионов фунтов больше, если покинет ЕС. И так далее. Когда вы ищете дезинформацию, больший смысл имело бы поближе искать поближе к дому, чем где-то в далёких землях.
Несмотря на это многочисленные комментаторы полагают, что мы можем многому научиться на действиях одной страны по борьбе с иностранной дезинформацией — Украины. Несколько дней назад я упоминал бывшего канадского министра иностранных дел Ллойда Аксворти. Вот что он об этом говорит:
«Есть такие уроки, которые стоит выучить канадцам. Я думаю, что Украина находится на переднем крае, и есть повод задуматься, что любые выборы, в том числе и через шесть месяцев у нас, могут быть сфальсифицированы, сорваны или могут быть созданы проблемы в смысле дезинформации, если вы не будете бдительны».
Бывший посол в России Майкл МакФол разделяет точку зрения Аксворти, он пишет в Твиттере:
«Только что присутствовал на захватывающем обсуждении действий российской стороны по дезинформации на Украине. Мы, американцы, могли бы многому научиться у наших украинских коллег».
Различные украинцы склонны придерживаться этой же точки зрения. «Будучи уникальным, опыт Украины обеспечивает более широкие уроки того, как справляться в этим возникающим явлением (то есть дезинформацией)», пишет один. «Британия вполне может столкнуться с большими подобными вызовами в будущем — она должна выучить уроки Украины, если хочет эффективно справляться с этими вызовами», говорит другой.
На Украине сейчас в разгаре избирательная кампания. Так что давайте взглянем, как именно идёт борьба за защиту украинского демократического процесса от дезинформации. В статье в сегодняшней «Киев Пост» много говорится на эту тему. В частности:
«В разгар всё более яростного соперничества в дело вступают пушки: негативная реклама кампании, так называемый «черный пиар» и он-лайн дезинформация… «Я думаю, тут масса жёсткой и быстрой игры по правилам информационного пространства» говорит Нина Янкович, сотрудник института Кеннона и эксперт по дезинформации ... реклама и посты в социальных сетях, нацеленные на то, чтобы ввести в заблуждение и испугать избирателей, стали играть центральную роль в президентской гонке».
Следовательно, Украина не столь уж тут преуспела, как МакФол, Аксворти и прочие хотят нас уверить. Давайте взглянем на то, из чего состоит этот «чёрный пиар» и дезинформация. «Киев Пост» представляет некоторые примеры, в том числе:
«Веб-сайт, связанный с украинскими агентствами безопасности, обвинил кампанию Зеленского в получении финансирования от российской службы безопасности и поддерживаемых Россией повстанцев, которые воюют в оккупированной Донецкой области Украины… пользователи социальных СМИ давно жалуются на то, что сталкиваются с оскорблениями со стороны порохоботов — то есть ботов Порошенко — которые громко защищают президента. Некоторые, как они утверждают, не просто обычные граждане, выражающие свое частное мнение, а проплаченные «троли». … В конце марта телеканал 1+1 выпустил программу, в которой Порошенко обвинили в коррупции с намёком, что он убил собственного брата… 10 апреля организация, связанная с Порошенко, направила подписавшимся на её приложение-мессенджер видео в кадрами, как Зеленского сбивает мусоровоз и явными намеками, что он наркоман… На прошлой неделе как минимум два издания опубликовали информацию с предположением, что кампания Зеленского связана или получает финансирование от России».
Короче говоря, выглядит так, словно обе стороны на украинских выборах используют и ведущие СМИ, и социальные для распространения фальшивок об оппонентах, и это принимает широкий размах. Стоит заметить, что совершают это украинцы по отношению друг к другу. Как комментирует «Киев Пост»:
«Однако пока внутренняя дезинформация намного перекрывает иностранную. «Я думаю, большая часть дезинформации, которую мы можем подтвердить, на самом деле распространяется самими кампаниями и действующим внутри Украины лицами в политических целях», говорит Янкович».
Тогда, возможно, Аксворти и МакФол в конце концов правы. Украина действительно может научить нас кое-чему относительно роли дезинформации в демократических выборах, а именно, что дезинформация широко распространена и по большей части производится внутри страны, а не за границей. Канадская служба безопасности (CSE) несколько дней назад опубликовала доклад, освещающий угрозу «иностранного вмешательства» в канадские выборы. Я отдельно напишу об этом через несколько дней, но осмелюсь сказать, что если CSE и другие на самом деле обеспокоены цельностью наших избирательных процессов, то им стоит посмотреть в другом направлении.