В том, что в ряде стран Европы политики давно не прочь снова вести диалог с Россией на равных, а не как с изгоем, особых сомнений не было уже пару лет назад. Крымская тема в качестве предмета внутренней политики России перестала быть запретной даже для самых антироссийски настроенных депутатов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Европейский бизнес, который пять лет назад после окриков из Вашингтона просто брал под козырёк, теперь тоже предпочитает жёсткую прагматику политическому прессингу, который приносит убытки и правым, и виноватым. При этом ведь и вину хоть какую-то доказать никак не удаётся, хотя Россию, к примеру, лишили права голоса в ПАСЕ уже в апреле 2014 года. Крым тогда едва успел проголосовать за возвращение домой, в Россию, и в ассамблее всё было проделано большинством депутатов, можно сказать, без суда и следствия.
Политические санкции ПАСЕ были безапелляционно пролонгированы в январе 2015 года, ответом на что стал протест России и её отказ от любых контактов с ассамблеей. В России категорически не принимают позицию европейских парламентариев, готовых обвинять нашу страну в разжигании конфликта в соседней Украине. Политический развод до сих пор не сменяется никакими отношениями: Россия не стала подавать заявку на подтверждение своих полномочий в ПАСЕ ни в 2016-м, ни в 2017-м, ни в 2018-м году. Членство РФ в самом Совете Европы без ПАСЕ при этом носит, скажем мягко, не более чем декоративный характер.
Однако время, как известно, лечит порой даже самые неизлечимые болезни вплоть до слепоты. Против слепоты политической неплохо срабатывают кардинальные меры, но лучше всего обычно помогает простой и трезвый расчёт. А немцы, как известно считать умеют. Будь они хоть христианские демократы, хоть представители христианско-социального союза (ХСС) или же просто социал-демократы.
В итоге представители трёх ведущих политических партий Германии в Совете Европы (СЕ), не считая «зелёных», начали активную подготовку к борьбе за снятие санкций с России. Причём сделать это они рассчитывают уже на открывшейся накануне сессии Парламентской ассамблеи СЕ. Председателю ПАСЕ Микеле Николетти уже направлено письмо, в котором немецкие парламентарии, можно сказать, замахнулись на святое, предлагая пересмотреть санкционные правила и даже лишить ПАСЕ права налагать санкции на делегации при утверждении их полномочий.
Классики, причём не только марксисты, не уставали напоминать, что экономика, рано или поздно, диктует политику, что фактически и наблюдается в этом конкретном случае. Оппоненты немецких политиков уже обвинили их в том, что они оказывают плохую услугу «уходящей» — канцлеру Ангеле Меркель, которая не только уже подготовила себе смену, но и хочет оставить неплохое наследство – возвращение России в Европу.
Хорошо известно, что Ангела Меркель, первый из политиков Германии, это бесспорного лидера ЕС, всегда считала «старый континент» без России «недоконтинентом». Но г-жа Меркель, по многочисленным свидетельствам немецкой прессы, никогда не позволяла себе даже намёков на то, чтобы транслировать свои особые отношения с Россией и её президентом на весь Евросоюз. Но накануне ухода с большой политической сцены можно и рискнуть.
Тем более что в этом смысле Германию могут и опередить – к примеру, Венгрия, Италия, Греция, и список вполне может быть продолжен. Ведь ещё раньше, чем немецкие депутаты, сам генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд предлагал не рассматривать вопрос санкций в отношении национальных делегаций. Это случилось минувшей осенью. Ягланд тогда пошёл и дальше, разослав политическим группам и странам-участницам ПАСЕ некий документ о том, что незаконными являются не только санкции против российских парламентариев, но и санкции против самой России.
Впрочем, этот меморандум Ягланда никто, кроме адресатов, пока, похоже не читал, считается, что он закрытый вроде памятного многим «ДСП» (для служебного пользования). Но если бы он действительно был сколько-нибудь сенсационным, это стало бы известно, и известно весьма скоро. Удивить кого-то желанием снова дружить с Россией сегодня, через пять лет после Крыма, и после «умиротворения» Донбасса, согласитесь весьма и весьма трудно.
Либеральная пресса, причём не только западная, тут же поспешила объявить, что инициатива депутатов из Германии — это не более чем скоординированная компания, которая финансируется чуть ли не напрямую из Кремля. Это, впрочем, нисколько не помешало политическому редактору деловой и консервативной шведской Dagens Industri, который традиционно подписывается ПМ Нильссон, тут же, в унисон с немецкими парламентариями, позвать Россию «домой, в Европу».
Приятно, конечно, что кто-то перестал записывать нас в азиаты, можно понять и заботу автора о нищающем населении России. Но, как уже успел отметить в соцсетях один из комментаторов, «если Россия такая слабая и бедная, а они такие сильные и богатые, то что же они клянчат у нас взносы? Богатые и сильные не просят подачки у слабых и бедных». Дело в том, что коллега Нильссон не постеснялся назвать единственное условие нашего «возвращения» — оно случится «в тот день, когда Россия откажется от претензий на исключительность и разбойного поведения».
К тому же шведский журналист, предваряя свой вполне позитивный спич в наш адрес, первым делом повторил традиционное заклинание о том, что «российская экономика практически не растёт, торговля в упадке, капитал уходит из страны, а бедность и безработица растут». Словно мы в России сами этого до сих пор не понимаем. Ещё как понимаем, но понимаем также, что среди причин этого западные санкции отнюдь не на последнем месте.
Впрочем, стоит ли спорить со шведским СМИ, если немцы всё уже посчитали, и кажется, разобрались, сколько можно палки в колёса ставить тем, кто их, прямо говоря, кормит. Парламентарии похоже, решили: всё, хватит. Промедления бизнес нам уже не простит. Пора с русскими не только дела вести, но и политический диалог тоже. Ведь в последнее время всё чаще случается, что бизнес многим немцам с русскими приходится продолжать себе в убыток, но ведь это, как правило, только из-за санкций. Прямой убыток, конечно, есть только из-за санкций экономических, но с политическими они в любом случае связаны, и связаны напрямую.
Удивляет другое – на прямое сотрудничество с социал-демократами в ХДС/ХСС идут только в случае крайней необходимости. Когда возникает угроза реального политического поражения. Судя по всему, ситуация с изоляцией России, особенно политической, становится действительно критической. Критической прежде всего для самой Европы, тем более что США уже объявили о планах введения новых пошлин на товары из ЕС. Пошлины, конечно, — не санкции, но в торговых войнах могут оказаться оружием куда более сильным.
После серии обвинений, основанных буквально ни на чём, и прямых оскорблений, которыми после крымского референдума европейские парламентарии наградили своих российских коллег, есть большие сомнения в том, стоит ли нам радоваться по такому поводу. И дело даже не в том, что мы каждый год экономили на разрыве с ПАСЕ 40 миллионов евро членского взноса, не считая командировочных и накладных расходов. Слишком уж мелкая прагматика, но ведь от позитивной оценки решения бюро ПАСЕ о разработке механизма или «дорожной карты» возвращения российской делегации не отказались ни в Госдуме, ни в Совете Федерации.