13,4% —с таким результатом, который позволил занять лишь третье место, завершила избирательную президентскую гонку Юлия Тимошенко, глава партии «Батькивщина». Ветеран украинской политики закончила кампанию с показателем ниже, чем был ее рейтинг до начала 90-дневного президентского «забега», а затраченные на выборы финансовые ресурсы фактически вылетели в трубу. Выборы-2019 стали для Тимошенко третьей подряд кампанией, в ходе которой она не смогла достичь победы.
Если еще летом-осенью 2018 года многие украинские чиновники, политики и бизнесмены чуть ли не выстраивались в очередь перед партийным офисом Тимошенко, договариваясь с ней как с наиболее вероятным победителем президентских выборов, то со второй половины февраля шансы Тимошенко хотя бы на выход во второй тур начали резко проседать. Будучи примерно два с половиной года наиболее рейтинговым политиком Украины, Тимошенко рассчитывала дождаться того момента, когда ее отрыв от Петра Порошенко станет таким, что его невозможно будет преодолеть электоральными методами, и в конечном итоге стать победителем президентских выборов. Вероятно, так бы и произошло, тем более что осенью к Тимошенко начали перетекать симпатии тех, кто изначально готов был отдать голос за единого кандидата от Юго-Востока (в итоге это поле было растянуто между Юрием Бойко и Александром Вилкулом), рассматривая главу «Батькивщины» в качестве единственного кандидата, способного реально победить Порошенко.
Однако серьезно спутало карты кампании Тимошенко выдвижение в президенты Владимира Зеленского, о чем было объявлено уже 1 января. Именно он аккумулировал симпатии протестного электората, которые планировала подобрать Тимошенко. С появлением на авансцене Зеленского Тимошенко необходимо было в срочном порядке перестраивать избирательную кампанию, но, судя по многочисленным заявлениям самой Тимошенко, фактор Зеленского она не воспринимала всерьез буквально до дня голосования.
С началом 90-дневной избирательной кампании Тимошенко утратила стратегическую инициативу, начав по какой-то причине двигаться в фарватере сценариев Порошенко. Тимошенко и ее партия «Батькивщина» начали «зеркалить» повестку Порошенко, полностью солидаризировавшись с его внешнеполитическим и гуманитарным курсом, охотно голосуя за президентские инициативы по сближению с ЕС и НАТО, непродлению «Большого договора» с Россией, по церковным вопросам, введению санкций против ряда телеканалов и так далее. Этим Тимошенко оттолкнула от себя избирателей южных и восточных областей, а «соревнование по патриотизму» выиграть у Порошенко она не могла априори.
Возврат Тимошенко под конец кампании в куда более комфортную для себя социально-экономическую нишу вроде обещаний снизить тарифы на услуги ЖКХ, возвратить деньги вкладчиков Сбербанка СССР, повысить выплаты при рождении ребенка большого успеха продемонстрировать уже не могли. Тем более что эти тезисы активно используют в своих предвыборных программах многие другие кандидаты в президенты.
Штаб Тимошенко заявляет, что в пользу Порошенко сыграли административный ресурс (в широком значении этого термина), а против лидера «Батькивщины» была задействована технология «двойник» — Юрий Тимошенко отобрал 0,6% голосов при разрыве между Порошенко и Юлией Тимошенко в 2,5%. Но все это вскрылось не в день голосования, и команда Тимошенко была обязана начать контригру, если всерьез нацеливалась на итоговую победу. Вообще, с уходом Александра Турчинова, который до 2014 года традиционно возглавлял штаб Тимошенко в ходе предвыборных кампаний, партия «Батькивщина» не демонстрирует прежней эффективности в работе в регионах, особенно в сельской местности, где проживает основной избиратель Тимошенко. Тимошенко все еще не удалось компенсировать уход Турчинова и восстановить в полном объеме партийную структуру, существовавшую до Евромайдана.
Из ошибок избирательной кампании также можно выделить слишком ранний ее старт. Серия форумов Тимошенко под названием «Новый курс» началась еще в июне, и под конец прошлого года все новые месседжи и смыслы, которые команда «Батькивщины» стремилась донести до избирателей, оказались израсходованы, а ничего нового за 90 дней до голосования креативщики Тимошенко так и не создали.
Команда Тимошенко в предвыборном 2018 году отказалась от планов по созданию собственной медийной сети, ожидая, по всей видимости, договориться с рядом бизнес-групп, коим принадлежат традиционные медиа. Как результат, Тимошенко и представители ее команды были отрезаны от большинства телеканалов в ходе предвыборной кампании. Как показал первый тур выборов президента, телевидение, вопреки растущей роли новых медиа, является основным инструментом агитации и пропаганды. Например, относительно высокий результат Юрия Бойко (4 место), отставшего от Тимошенко лишь на 1,7%, во многом был обеспечен его активным присутствием на трех рейтинговых общенациональных телеканалах.
Тимошенко не сумела заручиться поддержкой на Западе, хотя пыталась активно коммуницировать с Куртом Волкером, рядом американских сенаторов, европейскими политиками второго эшелона. Однако Тимошенко никогда не была в фаворе у американской стороны, учитывая историю с ее некогда соратником бывшим премьер-министром Украины Павлом Лазаренко, отбывавшим наказание в тюрьмах США. Вероятно, недоверие американских элит к Тимошенко связано еще и с тем, что она в бытность премьер-министром Украины сумела прийти к компромиссу с Владимиром Путиным, заключив 10-летние газовые контракты в 2009 году.
Представляется, что до осенней парламентской кампании Тимошенко будет пребывать в наиболее приемлемом для себя формате вечного оппозиционера, не поддерживая ни одного из кандидатов во втором туре выборов. Наверняка в ходе парламентской кампании Тимошенко будет обыгрывать свой тезис о необходимости трансформации Украины в полноценную парламентскую республику канцлерского типа, что было записано в ее предвыборной программе. Фактически это было предложение олигархам, для которых более предпочтительна именно парламентская модель государственного правления, — «поделюсь властью в обмен на поддержку в ходе президентских выборов».
Тимошенко еще наверняка рассчитывает побороться за кресло премьер-министра по итогам парламентских выборов, хотя внутриполитические игроки в большинстве своем рассматривают ее как далеко не самого договороспособного партнера, потому ее шансы занять должность главы кабмина не самые высокие. «Батькивщина» едва ли сможет объединиться с партией Зеленского «Слуга народа» в следующем созыве парламента, учитывая, что Тимошенко дистанцировалась от поддержки Зеленского во втором туре выборов президента. В то же время, исходя из идеологических установок и собственного электорального позиционирования, неприемлемым для Тимошенко является объединение с «Оппозиционным блоком» (выдвинувшим на президентские выборы Александра Вилкула), «Оппозиционной платформой — За жизнь» (Юрий Бойко) и «Блоком Петра Порошенко — Солидарность» в следующем созыве Верховной рады.
Как бы там ни было, но отправлять на политическую пенсию Тимошенко несколько преждевременно, даже учитывая проигрыш трех подряд избирательных президентских кампаний. У Юлии Владимировны сохраняется стабильное электоральное ядро — чуть более 10% от принимающих участие в выборах, которые можно конвертировать в наличие собственной фракции в ходе еще одного-двух политических циклов, чтобы встроиться в правящую коалицию. Более подробные ответы о дальнейшей политической судьбе Тимошенко можно будет получить после парламентских выборов на Украине в октябре.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 4522
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 217
Рейтинг поста: