Части зрителей хочется немедленно переключиться на следующий телевизионный канал, чтобы увидеть нечто более поучительное и реальное, но кого-то и завораживает одурманивающее зрелище со всем его бахвальством и обманом. Они понимают, что это надуманный, наигранный спектакль и совершеннейшая подделка, но находят в происходящем и что-то притягательное. Это – шоу.
Помогает политикам и пресса, и киноиндустрия, позволяя народу чувствовать себя частью империи, которая уничтожает людей и целые государства по своей воле. Фильмы стали счастливой находкой для правительства Соединённых Штатов, и Голливуд спешит догнать CNN по скорости реакции на политические события, в благодарность получая Оскар из рук первой леди США.
Пожалуй, нет ни одного уголка в американской массовой культуре, где не прославлялись бы подвиги американских солдат.
Американцы уже не могу посмотреть футбол, не увидев почётного караула у американского флага, или солдат, вернувшихся из Афганистана, или – в худшем случае – пролёта боевых самолётов над стадионом. Через бесконечное поле любой рекламы – от автомобилей до корма для собак – шагают бесконечные вереницы образов солдат, возвращающихся домой с поля боя.
У рекламы – свои законы. Нужен предмет рекламы. Стране, создавшей с помощью масс-медиа образ жестокой террористической организации и увязшей в череде локальных войн с этим неуловимым монстром, необходим образ страны-победительницы и солдата-победителя. Требуется даже не реальная победа, а информационная иллюзия победы, которая позволит военным отчитаться об успехах, политикам поговорить о возросшем влиянии государства в мире, а бизнесменам свести дебет с кредитом. Словом, обязательный по законам жанра хэппи-энд.
История приукрашивания действительности американской пропагандой в рекламном стиле (а куда же без рекламы в Америке!) длинна и поучительна. Беда в том, что когда на информационном поле пересекаются интересы пропаганды, рекламы и историческая правда, публика испытывает, мягко говоря, некоторый дискомфорт.
Этому явлению и посвящена эта подборка.
Матрица глобального антитеррора:
1. Том Энгельхардт: Заговор глупости
2. Макс Бут: Эволюция иррегулярной войны
3. Дэвид С. Дж. Борели: Мали. Хронология запрограммированной дестабилизации
4. Пепе Эскобар: Оскар – нулевая видимость
5. Пепе Эскобар: Новости из Кырзахстана
6. М.К.Бхадракумар: Москва раскидывает широкую сеть в Средиземноморье
7. Редакционная: Самые бедствующие города Америки 2013
8. Берни Суарец: Моё открытое письмо всем подросткам Америки
9. Пепе Эскобар: Эль Команданте ушёл