В понедельник 1 апреля произошло совершенно не смешное событие - утратил силу договор о дружбе с Россией.
Среди прочего, он содержал признание границ Украины со стороны РФ. И регулировал разные взаимоотношения между нашими странами, что позволяло не апеллировать каждый раз к международному праву или западным посредникам.
Всё это решил отменить президент Петр Порошенко - в рамках своей, тогда еще неофициальной, предвыборной кампании. В декабре он внес законопроект о разрыве в парламент. Рада проголосовала "за".
Окончательно договор перестал действовать 1 апреля - в разгар подсчета голосов первого тура президентских выборов. Которые Москва еще может и не признать. И разрыв соглашения с Россией - лишний к этому повод.
Особенно, если Петр Порошенко, порвавший "Большой договор", вдруг победит во втором туре Владимира Зеленского (что возможно лишь при массовых фальсификациях). Тогда Москва скорее всего не признает "шоколадного" президента законной властью в Украине. Со всеми вытекающими последствиями для Минского процесса, взаимной торговли и нефтегазовой политики.
Если же Порошенко проиграет - то реальность потребует новых договоренностей с Россией, над которыми, вполне возможно, и будет работать новый президент.
Каких еще последствий ждать от официальной "недружбы" с северным соседом - разбиралась "Страна".
Границы, НАТО, русский язык. Что регулировал "Большой договор"
Рамочное соглашение Украины с Россией появилось в 1997 году, при президенте Леониде Кучме, а вступило в силу двумя годами позже. С тех пор он автоматически продлевается каждые десять лет - если одна из сторон заранее не заявила о выходе.
Документ охватывает широкий круг вопросов - от экономики и бизнеса до взаимного нейтралитета в военных и геополитических вопросах.
Главная идея, которой дышит каждый пункт документа: оба государства обязались не вредить друг другу - ни в двусторонних отношениях, ни на международной арене.
Очевидно, что сейчас практически все эти положения договора оказались нарушенными.
Поэтому в этом аспекте разрыв соглашения только зафиксирует реальность.
Однако есть в нем один пункт, который может создать совершенно новые обстоятельства - это признание Россией границ Украины, записанное в документе.
Это "ахиллесова пята" украинского отказа от дружбы с РФ. Именно по этой причине договор не денонсировали в Киеве еще в 2014 году - видимо, опасались, что это развяжет Москве руки и позволит вторгнуться на территорию Украины.
Судя по тому, что договор таки разрывают - "нападения Путина" в Украине уже не опасаются (хотя в официальных заявлениях звучит совсем другое). Или даже наоборот - хотят, чтобы РФ "откусила" еще часть украинской территории. Это позволит "партии войны" еще несколько лет на этой войне зарабатывать.
Отметим, что этот пункт договора оказался нарушенным прежде всего Москвой - в Крыму, который "уплыл" в Россию в апреле 2014 года. В тоже время, его наличие само по себе усиливало правовую позицию Украины в международных судах по аннексированному полуострову. В случае же отмены возникает правовая коллизия, которая теоретически может быть использована России для поднятия вопроса о пересмотре границ.
Напомним также другие ключевые пункты договора о дружбе с Россией, которого уже нет:
1. Неучастие во враждебных союзах. Это положение договора "размазано" по разным его статьям. Если вкратце, то стороны обязываются не вступать во враждебные друг другу организации. Таким образом Москва пыталась обеспечить невступление Украины в НАТО. В договоре идет речь о том, что стороны обязываются развивать региональную и европейскую коллективную безопасность - а вот об атлантической речи не идет.
Этот пункт Украина нарушила еще во время действия договора - прописала НАТО в Конституции.
Но вернемся международной части договора. Все свои значимые внешнеполитические телодвижения стороны обещали согласовывать друг с другом в международных организациях и в рамках СНГ.
Один из важнейших тезисов - это неразмещение на своей территории военных объектов, враждебных Украине или России. Здесь прямая увязка с НАТО. Теперь же движение в Альянс закреплено в Конституции Украины. Не исключено, что это и является главной причиной разрыва Украиной соглашения.
2. Мины против национализма. Договор о дружбе предусматривал взаимную защиту людей от преследований на национальной почве и устанавливал в обеих странах языковое равноправие.
Статьи 11 и 12 соглашения устанавливали свободное развитие украинских и русских национальных меньшинств на территории обеих государств.
"Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.
... стороны будут способствовать созданию равных возможностей и условий для изучения украинского языка в Российской Федерации и русского языка в Украине, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях и предоставлять с этой целью равноценную государственную поддержку", - говорится в договоре.
Напомним, что сейчас идет практическое полное вытеснение русского языка из официальной сферы применения. Поэтому, разрывая договор, Украина окончательно отказывается защищать языковые права "меньшинств".
В остальном договор регулировал сотрудничество в сферах миграции, транспорта, промышленности и в других сферах, где у Киева и Москвы были общие интересы и совместные проекты. Часть этих связей давно разорвана, и наличие договора никого не останавливало. Поэтому нынешние события - это символический шаг и новый повод сказать "остаточне прощавай".
Разрыв договора и выборы в Украине
Как мы уже говорили выше - кипучая антироссийская деятельность Порошенко, которая имела кульминацией разрыв "Большого договора", закрывает ему путь к признанию со стороны Москвы. Если ему вообще удастся выиграть выборы.
Порошенко эту проблему не обсуждает. Но бравирует ей: мол, раз меня не признаёт Россия, значит я правильно с ней сражаюсь.
Однако реальные последствия такого непризнания все же стоит обсудить детальнее.
Украину с Россией продолжает связывать множество нитей - от межличностных до экономических. Последние представлены транзитом газа и нефти, транспортом, угольной торговлей, поставками ядерного топлива, банковской сферой и, как показали недавные скандалы в оборонке - даже поставками российских деталей для украинского ВПК.
При этом российские инвестиции в Украину растут из года в год.
Отсутствие признания украинской власти влечет за собой ликвидацию почти всех "белых" схем экономического сотрудничества, часть из которых имеет для Украины стратегическое значение (ядерное топливо, газ, бензин).
Отказ в легитимности президенту влечет за собой автоматическое непризнание и следующих парламентских выборов. То есть вообще всей власти в стране. А это останавливает переговоры с Украиной в Минском формате - на одной из немногих площадок, где страны еще хоть как-то разговаривали друг с другом.
Это будет знаменовать собой конец Минска-2, из которого Москве просто придется выйти - ведь там больше не с кем, с ее точки зрения, вести дела. В лучшем же случае Кремль начнет относится к Украине, как та - к представителям "ЛДНР".
Тогда с высокой долей вероятности можно будет констатировать смерть Минских соглашений. А это открывает путь к новому противостоянию на Донбассе. И уже не в нынешних позиционных масштабах. Тем более, что Порошенко, аннулируя договор, заодно отменил и призание украинских границ со стороны РФ.
Большой договор-2. Когда и кто подпишет?
Так выглядит пессимистический сценарий украино-российского тупика. Правда, он реализуется лишь в случае победы Порошенко во втором туре. А она пока что маловероятна (детальнее можно прочитать в анализе "Страны" "Надежда на Смешко, дебаты и католическую Пасху. На что рассчитывает Порошенко во втором туре").
Кстати, здесь забавно смотрится риторика Порошенко вечером 31 марта - когда стало понятно, что побеждает Зеленский. Гарант начал говорить о том, что не представляет себе за столом переговоров хозяина "Вечернего квартала" и Владимира Путина. Намекая, что с таким тяжеловесом в силах общаться лишь он сам.
"С Россией так или иначе за большим столом с нашими европейскими и американскими партнерами придется говорить. Но представлять ее будет не Максим Галкин или Евгений Петросян, а, так, чтобы вы знали на всякий случай, – Владимир Путин", – сказал президент.
Порошенко, наверное, забыл что Путин уже давно отказывается говорить с ним даже по телефону - не говоря уже о личных встречах, которых не было несколько лет.
А если Россия вообще не признает украинских выборов, то нулевые шансы Порошенко сесть с Путиным "за большим столом", начнут стремиться к отрицательным значениям.
Тогда как у Зеленского пока есть возможность наладить если не дружественные (это в нынешних реалиях невозможно), то хотя бы прагматические отношения с Москвой по самым насущным вопросам - путь к миру на Донбассе и восстановление экономических связей.
Все это в конечном итоге должно привести к подписанию нового "Большого договора" - слишком много спорных вопросов между соседними странами, чтобы перекладывать их урегулирование на плечи международного права. Хотя бы для того, чтобы застолбить границы.
Разрыв договора 1997 года фактически означает, что оба государства отказались от признания границ друг друга. По международному праву они, конечно, существуют, но взаимное признание отсутствует.
И вернуться к этому вопросу будет еще тяжелее в ситуации, когда есть Крым. Во время новых переговоров, которые рано или поздно произойдут, Москва ни за что не согласится признавать полуостров украинским, а Киев, в свою очередь, – российским.
В 90-х переговоры о заключении Большого договора длились больше двух лет – хотя тогда не было ни спорных территорий, ни военного конфликта, в котором задействованы обе страны. При нынешних конфликтах переговоры могут растянуться на десятилетия. То есть работы хватит не только потенциальному президенту Зеленскому, но и следующим главам Украины.
Однако однажды новый договор все равно будет - потому что в итоге договариваются все, даже Северная Корея с Южной. Вот только "спасибо" Порошенко за годы мучительных переговоров никто не скажет.