Чем дальше, тем становится всё более очевидным, что меры, предлагаемые «революционным» армянским премьером и его экономическими советниками, не выходят за рамки губительных неолиберальных рецептов.
Особенно явственно это видно при взгляде из самой Армении. С одной стороны, личности, пришедшие к власти в результате «бархатной революции», не устают кричать на каждом углу о кризисе, к которому привело страну прежнее руководство. А с другой стороны, предлагают для выхода из него самые традиционные рецепты экономической школы неолиберализма.
Эта теория, у истоков которой стояли Милтон Фридман и Фридриха Хайек, была внедрена в Чили Аугусто Пиночетом, в Великобритании -- Маргарет Тэтчер, а в США -- Рональдом Рейганом.
Правда, сравнивать нашу маленькую Армению с этими странами, где неолиберализм привёл к далеко не самому очевидному успеху, никак нельзя…
Например, потому что во всех приведённых выше случаях такие реформы привели к значительному социальному расслоению, которое в Армении и без того просто зашкаливает, вызывая вполне обоснованное возмущение народа.
Да и интересно, что было бы с «пиночетовской» экономикой, если бы не значительная решающая помощь США? А ведь и Маргарет Тэтчер, и Рональд Рейган имели, и это следует помнить, хороший «тыл» в виде огромных финансовых ресурсов банковской системы своих стран. Есть ли таковые у Армении, вопрос риторический.
Наоборот, Николу Пашиняну придётся при таком подходе, который на самом деле является просто неолиберальной экономической удавкой, пойти на значительные внешние заимствования, за которые будет расплачиваться и без того бедное население Армении.
А то, что оно останется крайним, уже не вызывает никаких сомнений.
Потому что правительство в качество первоочередной меры предложило ввести пропорциональный подоходный налог. То есть, налоговая нагрузка будет одинакова и для сапожника, и для долларового миллионера: все они теперь станут платить 23-процентный налог. Правда, через пять лет после введения новой системы ставку должны снизить до 20 процентов. Но далеко не факт, что так будет. И, тем более, совсем не факт, что до этого «счастливого» времени «доживут» и самые бедные, и само правительство Никола Пашиняна.
Разумеется, армянские «неолибералы», схоластически и поверхностно знакомые с неолиберализмом, традиционно предлагают уменьшить социальные пособия, причём эта мера коснётся и тех, кто останется без работы.
И, разумеется, тут же звучит традиционная неолиберальная мантра про «необходимость предельного сокращения численности государственных служащих».
Результатом всего этого бурного действа, по мнению правительства, должны стать «оживление армянской экономики, уменьшение бедности, искоренение коррупции и общее улучшение жизни населения Армении».
Но лично мне кажется, что, по всей видимости, армянские зарубежные диаспоры ожидает значительное увеличение численности, потому как вынести подобные неолиберальные изыскания сможет выдержать и перенести далеко не каждый армянин.
Я предполагаю, что у нынешнего правительства просто налицо раздвоение сознания.
Одна половина его мозга видит, что экономическое положение страны ухудшается, и не знает, что делать.
А вторая половина, боясь неминуемого экономического краха и гнева в очередной раз обманутого населения, не имея ни практики, ни опыта управления, как за соломинку хватается за заокеанские неолиберальные рецепты далеко на самых видных иностранных экономистов и начинает вешать лапшу на уши армянам.
Экономическая немощь правительства Никола Пашиняна рано или поздно должны привести к его краху не только внутри страны, но и на внешнеполитической арене. И тревожный первый звоночек уже прозвучал: в Азербайджане восприняли как несомненную победу итоги переговоров межу Пашиняном и Алиевым, состоявшихся 29 марта 2019 года в Вене.
В азербайджанском меджлисе считают, что Ильхам Алиев буквально заставил Никола Пашиняна встать на колени, заставив его «согласиться с Азербайджаном в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта». Если что, напомню, что Пашинян на каждом углу провозглашал своей первоочередной целью в урегулировании нагорно-карабахского конфликта привлечение в качестве договаривающейся стороны самого Нагорного Карабаха.
Но, как говорится, «недолго музыка звучала»… И очередное громкое обещание армянского премьера оказалось обычным пустословием.
И теперь, когда у всё более значительного числа граждан Армении начинает спадать с глаз «бархатная пелена», власть пускается во все тяжкие, чтобы она держалась на этих органах как можно дольше. И вот мэр Еревана Айк Марутян, ставший мэром от партии «Мой шаг» Пашиняна в сентябре 2018 года, начинает перемещаться по городу на автобусе. Возможно, с точки зрения дешёвого популизма, это и правильно, но только много ли он успеет увидеть и сделать?
Похоже, что главное, о чём думает Никол Пашинян и его сторонники, это не реальные дела, а просто пиар и сохранение своего имиджа как можно на более длительный срок.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 402
Рейтинг поста: