Недавно упоминал страну развитой имитации, где блеф, фикция, фальшь, подделка, подтасовка, пародия победили полностью, а может, и окончательно. Где имитируется-подделывается абсолютно все – от самого государства, все более похожего на муляж, до человеческих отношений, все более напоминающих первобытные инстинкты. И вот – выборы!
Признаться, и в самых продвинутых демократиях выборы давно уже ближе к циничному лицедейству, чем к реальной, пусть и политической, но все же жизни. Одним словом, «голо-сование»! А уж украинские выборы – это подлинное пиршество голой псевдократии. Но во всем этом есть, на мой взгляд, некая брутальная эстетика, мрачный и притягательный магнетизм. В мире очень мало абсолютных сущностей. Даже спирт не бывает стопроцентным. И когда сталкиваешься с чем-то незамутненным, это завораживает. Абсолютная ложь – такое же редкое явление, как и абсолютная правда. Поэтому лидирующая тройка украинских имитаторов не может не впечатлять и не притягивать внимание.
Конечно, завораживает вечная, как искусственная лилия, Юлия Тимошенко. Зрелая дама с ликом нимфетки! Удивляет сдобный и рыхлый кондитер Петр Порошенко, неутомимо косящий под мужественного лидера. Ну и, конечно, впечатляет моложавый комик Володя Зеленский в глумливой маске совести нации. Конечно, все это трио схоже в своей имитационной миссии, принципах (точнее, беспринципности), мировоззрении, взглядах. Но эта подобность больше проявлялась в довыборной жизни. А вот выборы как кульминация, мобилизация и экстаз общественного бытия проявили, высветлили, отчеканили те различия претендентов, которые трудно заметить в рутинный период. Все украинские эксперты прошли мимо этих различий, которые весьма показательны как симптомы грядущих, не только сугубо украинских, но и глобально мировых перемен. Умеет учить Украина даже ценой собственных потрясений!
Итак, выборы в стране не карнавал, вопреки утверждениям самых продвинутых киевских аналитиков, читавших даже Михаила Михайловича Бахтина. Точнее, не только карнавал. Дело в том, что сегодня в мире начинают править все более тонкие сущности, все более неуловимые смыслы. И если перейти на этот ювелирный уровень, картинка получается выразительная. Да, имитации, политические ужимки Петра Порошенко близки к карнавальной культуре. Но в её балаганной старославянской экзистенции. Традиционный балаган даже имеет постоянного персонажа – Петрушку, которого другие куклы бьют за не всегда адекватные помыслы. И Петр Алексеевич, которого, как Петрушку, гоняют и третируют сегодня нацики, подает и интерпретирует это как страдания за судьбы страны и народа.
Такой тип карнавальной культуры я бы назвал административно-цеховой. Помнится, не так давно советские партийные бонзы и их как бы антиподы барыги-цеховики имитировали страдания за долю и благосостояние народа...
Имитации Юли Тимошенко ближе к западно-украинской ветви балаганной культуры – вертепной. Там тоже есть постоянная героиня – Святая Дева. А Юлии Владимировне всегда были близки квазирелигиозные, точнее, сектантские мотивы. Сама её партия «Батькивщина» строилась по модели «Белого братства». (Даже одежда партийцев на первом этапе была божественно-белой.) Поэтому её тип карнавальной культуры я бы назвал вертепно-сектантской. Кстати, когда с полгода назад предполагалось, что в финал выйдут Гарант и Коса, я делал ставку на последнюю. Сектанты намного круче в своих имитациях и суггестии, чем барыги. (Я знаю много случаев, когда последние уходили в секты. Но ни одного, когда сектант уходил в барыги.) Короче, пассионарная Юлия – сильный персонаж!..
Но тут еще появился стремный комик Зе! Его типаж – самый-самый продвинутый из карнавальных имитаций – кавээновско-пофигистский. Мне сложно объяснить, в чем принципиальное различие первых двух явно модернистских стилей и последнего – постмодернистского. Повторяю, разница в очень тонких, хотя и существенных деталях. Приведу аналогию и пусть не обижаются упомянутые лица. Различие между ними, как, скажем, между группой «Любэ» и групой «Ленинград». В первом случае талантливая игра в дворовой пафос, во втором – виртуозный пох...изм.
Или, говоря иначе, модерн карнавала (балагана, вертепа) построен на убедительном изображении борьбы, страдания, боления за зрителя. Здесь зритель – соучастник сцены, сопереживатель актерской игры, верящий на пике эмоций в их реальность. Не случайно почти все симпатики Гаранта и Косы (почти девяносто процентов) в опросах верят в их способность решить главные проблемы страны. Иное дело постмодерн кавээна. Здесь зал не требует от актеров правдоподобия и своего вовлечения. Здесь зритель – просто зритель. Он ждет от героя сцены только смеха и полного пох...изма, на который сам не решается в жизни. Поэтому даже ярые симпатики Зе в опросах не считают, что он, выиграв выборы, решит какие-то их проблемы. А по...уй! И что-то мне подсказывает, что каким бы образом сегодня ни сложились украинские президентские выборы, запрос на последнюю позицию будет все больше. Тенденция, однако.
Пишу, а в голове звучит навязчивая мелодия с неуклюжим текстом:
– Вы полагаете, будет Гарант? Девушки, легкие платья из ситца?
– Я полагаю, все ближе песец! И мех его будет в натуре носиться!
Р. Дервиш, Источник: /alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|