На днях президент Украины Пётр Порошенко анонсировал испытания ударных оперативно-тактических беспилотников Bayraktar TB2, закупленных у Турции и уже доставленных в «незалежную». По мнению турецких СМИ, боевые дроны помогут украинским войскам минимизировать потери личного состава и добавят огневой мощи. Однако так ли это?
«Турецкие беспилотники могут изменить ход войны в Донбассе в пользу Украины» – гласит заголовок статьи на сайте турецкой проправительственной газеты. «Дроны TB2 могут стать тем, чего Украине не хватало, чтобы окончательно вернуть под свой контроль части Донецкой и Луганской областей, которые сейчас контролируют боевики "ДНР" и "ЛНР"», – уверяет обозреватель Daily Sabah, выходец из Крыма Адиль-Гирей Аблятифов.
Между тем даже беглый обзор технических характеристик Bayraktar TB2 рассеивает оптимизм турецкой прессы по поводу использования аппарата на Украине. Длина БЛА составляет 6,5 метра, размах крыла – 12 метров, радиус действия – 150 км, а крейсерская скорость – 130 км/ч. Он способен находиться автономно в воздухе до 24 часов на высоте 7 км и нести авиабомбы массой до 50 кг. Большие размеры и низкая скорость этих беспилотников превращает их в удобную мишень даже для устаревших средств ПВО, стоящих на вооружении ЛДНР. Турецкие аппараты хорошо зарекомендовали себя в операциях «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» против курдских вооружённых формирований Сирии, но они почти бесполезны против вооружённых сил народных республик Донбасса.
Кстати, украинские предприятия предлагали армии более дешёвые и эффективные модели боевых дронов, чем громоздкие Bayraktar TB2. Один из них – аппарат PD-01, производимый киевским заводом «Укрспецсистемз». Однако Порошенко закупил сомнительные по военным характеристикам БПЛА у Турции, отблагодарив Реджепа Эрдогана за его политическую позицию по Крыму и, возможно, за содействие украинской церковной авантюре. Так совпало, что компания-производитель дронов Baykar Makina принадлежит зятю турецкого президента Сельчуку Байрактару.
Фактически Турция встала в один ряд с Соединёнными Штатами и другими странами Запада, вдохновляющими Киев на военные провокации против России. По мнению экспертов, Эрдоган рассматривает сближение с Украиной как аргумент для достижения от России уступок на сирийском направлении.