Политический кризис в Соединенном Королевстве затронул всех и нет ни одной политической или идеологической силы, которая могла бы утверждать, что дела у нее идут хорошо. Об этом в газете «Взгляд» пишет директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
В статье «Великобритания будет наказана за побег из Европы» Кагарлицкий не склонен преувеличивать личную ответственность Терезы Мэй за кризис в стране, порождённый «Брекзит». По мнению автора, Мэй и не могла договориться о выгодных для Лондона условиях выхода Великобритании из Евросоюза.
«Брюссельские чиновники, а также политические элиты Германии и Франции настроены наказать англичан за неправильное голосование на референдуме. Страна, население которой бросило вызов сложившемуся порядку вещей, должна пострадать. Причем не символически, а совершенно конкретно. Люди должны лишиться работы, связей, дохода. Условия выхода ставятся предельно жесткие, никаких компромиссов не допускается», - отметил Кагарлицкий.
Он рассмотрел партийную систему Великобритании и констатировал: Консервативная партия «глубоко расколота на сторонников и противников евроинтеграции» и дело доходит до того, что против Мэй в парламенте голосуют однопартийцы. Тори объединяет возможность победы на выборах Лейбористской партии, в результате чего премьер-министром может стать её лидер Джереми Корбин.
Лейбористская партия также не едина и «двигалась вправо, превратившись в разновидность либеральной коалиции, наподобие Демократической партии США». При этом: «Многие депутаты-лейбористы, выдвинувшиеся во времена Тони Блэра, по социальным и экономическим позициям стоят правее консерваторов (не забудем, что у тех есть свое социально-консервативное течение, «красные тори»). От классических правых такие лейбористы отличаются лишь педалированием тем феминизма и прав сексуальных меньшинств. Попытки Корбина вернуть партию на прежний социал-демократический курс встречают яростное сопротивление».
«В Шотландии кризис общебританских партий породил специфический феномен – рост популярности националистов. Сегодня Шотландская национальная партия господствует в местной ассамблее. Большинство депутатов-шотландцев в Вестминстере тоже состоят в ее фракции. Националисты руководят исполнительной властью в регионе. И тем не менее дела у них идут с каждым днем все хуже, - продолжил Кагарлицкий. - Рост популярности националистов был связан с правым поворотом и дискредитацией Лейбористской партии».
Российский аналитик не склонен преувеличивать реальное стремление шотландцев к выходу из состава Великобритании. По его мнению, «за выход из состава Соединенного Королевства проголосовало на удивление много людей, почти половина избирателей. Но произошло это потому, что все точно знали – никакого выхода не будет».
«Наконец, в Северной Ирландии, где ценой больших усилий удалось установить мир и порядок, приведя к сотрудничеству католиков и протестантов, республиканцев и монархистов, обстановка опять накаляется. Остается, в случае выхода из ЕС, открытым вопрос о границе с Республикой Ирландия – тема в высшей степени болезненная, особенно для католиков», - отметил директор российского Института глобализации и социальных движений.
Он констатировал: «На фоне явных трудностей и разочарования в Брексите правое крыло лейбористов, умеренные тори и либеральная столичная интеллигенция начинают требовать повторного референдума. Их надежды укрепляет то, что по опросам сейчас сторонников сохранения членства в ЕС больше, чем сторонников выхода. Но вот беда: и перед первым референдумом социология показывала такие же цифры, которые в итоге резко разошлись с результатом голосования. На фоне начинающейся рецессии в еврозоне, восстания «желтых жилетов» во Франции и растущей обиды англичан на политику лидеров континента призыв «остаться в европейской семье» прозвучит не слишком убедительно».