Сирия
Несмотря на относительное затишье, ситуация в Сирии еще далека от стабилизации. Неоднозначность положения в т.ч. связана и с вялотекущим процессом вывода американских войск. Тем более, что в США прямо заявили о "необходимости защиты Израиля". Дж. Болтон также отметил, что вывод войск должен осуществляться "с учетом обеспечения безопасности Израиля и других союзников". По его словам, военные останутся на северо-востоке страны, "пока Турция не согласится гарантировать безопасность курдов".
На этом фоне США продолжают работать над созданием "буферной зоны". По плану, в ней должны находиться около 1.500 солдат: американских – от 200 до 400 человек, остальные – силы союзников, призываемые вице-президентом М. Пенсом. Правда, пока эти призывы действие не возымели: Франция, Германия и Великобритания заявили о намерении уйти из Сирии после ухода Вашингтона.
Тем временем, главы России и Турции провели за прошедшее время несколько встреч. Одна встреча прошла 23 января в Москве, а 14 февраля в Сочи прошел очередной саммит президентов РФ, Ирана и Турции. Стороны подробно рассмотрели ситуацию в Идлибе и выразили серьезную обеспокоенность усилением "Хайат Тахрир аш-Шам" (бывшей "Ан-Нусры"). Р. Эрдоган не исключил возможности проведения совместной операции против боевиков. При этом Анкара обвинила ряд западных стран в поддержке "нусровцев" с целью помешать реализации идлибских соглашений.
Интересной новостью стало заявление Эрдогана о том, что на протяжении всего сирийского конфликта Анкара поддерживала контакты с Дамаском, хотя и "на низовом уровне". Кроме того, турецкий лидер представил свой план урегулирования кризиса в Сирии: после победы над ИГИЛ предлагается создать "стабилизационные силы" и местные советы, в которых будут представлены различные сообщества.
На этом фоне курды продолжают свои метания, пытаясь "найти место под сирийским солнцем". Согласно французским СМИ, они обращались и в Париж, и в Москву с просьбой о посредничестве. Дамаску курды предложили "дорожную карту", первый этап которой – защита границы с Турцией к востоку от Евфрата, второй этап – роспуск SDF, при этом часть отрядов должна войти в сирийскую армию.
Также курды вроде как не против возвращения правительству нефтяных месторождений. Более того, как пишет The Wall Street Journal, они уже начали продавать нефть властям из ряда скважин, несмотря на санкции США. В то же время, SDF призвали страны Запада оставить на северо-востоке Сирии до 1.500 своих военных для "координации воздушной поддержки и поддержки усилий по сдерживанию ИГИЛ, протурецких сил и других своих противников". Примечательно, что курды уже готовы принять "зону безопасности", но под международным, а не турецким контролем.
Одним из важных с точки зрения внешней политики вопросов остается возвращение Сирии в Лигу арабских государств. Такой шаг поддерживают 8 арабских стран: Ливан, Алжир, Ирак, Тунис, Египет, Судан, ОАЭ и Бахрейн. Но влияние США дало о себе знать: Вашингтон навязал арабским лидерам "три нет" в отношении Сирийской республики. После этого, уже практически начавшийся процесс возвращения Дамаска в ЛАГ был остановлен.
Турция
Для Анкары 2019-ый год начался с угроз Белого дома "разорить страну", если после их ухода из Сирии турецкие силы начнут наступление на курдов. В то же время, используя тактику "кнута и пряника", США предложили создать "зону безопасности" вдоль сирийско-турецкой границы. Эрдоган это предложение поддержал, однако прошло уже почти 2 месяца, а каких-либо практических шагов в этом направлении так и не сделано.
Продолжается давление Вашингтона и по вопросу приобретения Анкарой российских С-400. Несмотря на это, Турция настаивает на своем праве закупить эти ракетные комплексы. В ответ Белый дом отложил передачу туркам самолетов F-35.
Отношения с Евросоюзом также находятся в кризисном положении. Эрдоган прямо говорит, что ЕС не принимает в свой состав Турецкую республику исключительно из-за того, что она является мусульманской. Ранее французский министр Н. Луазо заявила, что Париж более не видит возможности возвращения к переговорам с Турцией о ее вступлении в ЕС до тех пор, пока Анкара не сделает "демократический и проевропейский выбор".
Но более серьезной проблемой может стать ухудшение отношений с Китаем, одним из трех крупнейших турецких партнеров. Причиной обострения стала уйгурская проблема: Анкара обвинила Пекин, заявив, что "более миллиона уйгуров столкнулись с пытками и идеологической обработкой в концлагерях". Интересно, что ранее Эрдоган пригласил лидера Китая Си Цзиньпина посетить его страну, а банки КНР выделили Турции кредит на 3,6 млрд.
Инвестиции Анкаре необходимы – экономическая ситуация все еще несет на себе отпечаток кризиса, и эксперты ожидают дальнейшего снижения курса национальной валюты. Нарастают и сокращения: согласно опубликованным 31 января данным, за последние шесть месяцев из 16 различных областей было уволено около 917.000 человек, прежде всего, в области строительства. Также значительные потери понесли: сфера развлечений, области металлургии и производства цемента, земельный и стекольный сектора, сфера добычи полезных ископаемых и каменоломни.
Из других геоэкономических новостей можно отметить слова турецкого президента об отношениях с МВФ: "Турция прекратила связи с МВФ в 2013 г. и больше никогда не обратится к фонду за кредитом. Оставьте нас в покое".
***
Во внутренней политике выделяются новые задержания причастных к путчу лета 2016 года. С начала нынешнего года уже вынесено решение об аресте 675 человек, большинство из которых – офицеры турецкой армии. Около 100 офицеров командования сухопутными войсками были арестованы по обвинению в использовании телефонов-автоматов. Также подверглись аресту 50 сотрудников Главного управления жандармерии, 48 пилотов управления армейской авиации, 41 бизнесмен. Среди задержанных и налоговые аудиторы, эксперты, преподаватели и инженеры. Кроме того, генеральная ассамблея совета судей и прокуроров отстранила от должности 17 сотрудников по обвинению в причастности к "гюленовскому" движению "Хизмет".
Европейская комиссия в своем докладе сообщает, что после введения режима ЧП в июле 2016 г. в Турции были взяты под стражу более 150.000 человек, 78.000 человек были арестованы. В рамках расследования в отношении FETÖ правительство аннулировало 234.419 паспортов, были взяты под контроль 8 холдингов и 1.020 компаний.
Еще одна интересная статистическая новость – рекордное увеличение населения, достигшее 82 млн человек. Это рекорд за всю историю существования государства. Демографы отмечают, что при сложившейся ситуации, темпы роста, вероятнее всего, будут увеличиваться – в 2017 г. данный показатель составлял коэффициент 1.24, в 2018-м он увеличился до 1.47.
В целом, несмотря на некоторые сложности на внешнем и внутреннем фронтах, Эрдоган уверенно держит бразды правления страной в своих руках. На муниципальных выборах, которые пройдут в конце марта, его сторонники вполне могут одержать победу, а мэром Стамбула, скорее всего, станет его ближайший соратник Б. Йылдырым. Во внешней же политике Анкара продолжает искусно балансировать между крупнейшими мировыми силами, прежде всего, США, ЕС, Россией и Китаем.
Ирак
В Ираке главной темой стало обсуждение идеи о разрыве подписанного в 2010 г. соглашения с США. Заявление Белого дома о том, что они остаются в стране, чтобы следить за Ираном и всем Ближним Востоком, вызвали еще большую бурю возмущения. Представители парламента объявили о том, что работа над проектом закона о разрыве соглашения и немедленном выводе войск уже началась.
По мнению некоторых экспертов, Багдад может попросить США покинуть Ирак, но не сейчас, а лет так через 15-20, т.к. страна "не имеет хорошо обученные ВС и не сможет без помощи извне обеспечить свою безопасность". Однако другие специалисты говорят, что по данному вопросу среди политических сил страны "имеется консенсус и сопротивление расширению военного присутствия США является тенденцией". Против выступают лишь отдельные силы, как, например, глава правительства Иракского Курдистана Н. Барзани, объясняющий это тем, что "угроза ИГИЛ все еще сохраняется".
Что же касается целей Вашингтона, то они предельно ясны: США не просто хотят сидеть на своих базах и следить за Ираном, их цель – превратить Ирак в настоящее поле войны против Тегерана как в политическом, так и экономическом и военном отношении. Для этого они могут пойти на все, включая развязывание межконфессиональной вражды между шиитами и суннитами. В рамках этого плана на первом этапе Пентагон намерен построить в стране новую военную базу с современным вооружением и оборудованием слежки в иракско-иорданско-сирийском треугольнике западнее провинции Анбар, заодно переведя туда свои войска из Сирии.
Не забывают на Западе и про курдов: в последнее время на этом направлении наблюдается активность дипломатов США и Великобритании. А после контактов представителей этих стран с Эрбилем члены ПСК подняли над своим офисом в Киркуке флаг "независимого Курдистана", который в ту же ночь был снят иракскими бойцами из "Хашд аш-Шааби". Таким образом, налицо очередная попытка спровоцировать новый конфликт с участием иракских курдов, цель которого все та же – противодействие ИРИ.
Но иранцы тоже не спят: главы МИД Ирака и Ирана провели переговоры, в ходе которых стороны обсудили двустороннее сотрудничество. По итогам встречи, Багдад подписал соглашение с Тегераном по закупке электроэнергии, и это было сделано вопреки давлению США. Интересным стало решение проверить сообщения о визите некоторых иракских делегаций в Израиль, правда, о результатах пока ничего не говорится.
Укрепляют иракцы отношения и с другими соседями. Так, глава правительства страны провел телефонный разговор с наследным принцем КСА, который заявил, что Эр-Рияд поддерживает долговременную безопасность и процветание Ирака. Свой визит в страну совершил и глава Иордании, обсудивший пути углубления двусторонних отношений.
А вот внутренняя экономическая ситуация все так же тяжела: премьер был вынужден совершить визит в провинцию Басра с целью стабилизации ситуации после массовых антиправительственных выступлений. Возможно, положение чуть сгладит обещание со стороны ЕС выделить для Басры €42 млн на осуществление совместных экономических проектов. Ранее Катар и Франция объявили о намерении помочь в восстановлении Ирака, объявив о решении выделить на эти цели по $1 млрд соответственно.
Иордания
После небольшого затишья Амман вновь столкнулся с ухудшением экономической ситуации. Глава правительства Омар ар-Раззаз был вынужден обратиться к международному сообществу с призывом о финансовой помощи. Пока по-настоящему откликнулся лишь Арабский валютный фонд, запланировавший предоставить кредит в размере $96 млн, который станет уже 23-им, а общая сумма займов достигнет $780 млн.
Всемирный банк также выделил Иордании кредит в $1 млрд 250 млн, который, однако, пойдет в основном на выплату процентов по ранее выданным кредитам. При этом ВБ дает весьма пессимистичный прогноз. В опубликованном докладе отмечается, что иорданская молодежь сталкивается с большими вызовами и, фактически, стоит на краю пропасти – у нее нет возможности ни учиться, ни получить работу.
Все это может привести к снижению темпов экономического развития и усилению оппозиционных настроений, которые нередко приводят к насилию и социальному кризису, что потом трансформируется в массовые акции протеста. В стране уже начали раздаваться призывы к "маршам безработных", а перед канцелярией короля начали собираться группы безработных из самых разных городов.
На этом фоне король издал указ о всеобщем помиловании, о котором говорили много лет. Амнистия будет касаться только осужденных за незначительные преступления, заключенные же по приговорам за тяжкие злодеяния надеяться на амнистию не смогут.
На тяжесть положения накладывается и ситуация с беженцами, в связи с чем глава правительства объявил о начале реализации плана по урегулированию этого кризиса. Для облегчения претворения в жизнь нового плана, а также для помощи в завершении сирийского конфликта Хашимитское королевство повысило уровень своего диппредставительства в Сирии, назначив временного поверенного в делах посольства. А вот израильского посла после новых провокаций в мечети "Аль-Акса" иорданские депутаты потребовали из страны выслать.
Интересными стали и призывы "открыть двери" перед Ираном и укрепить отношения с Катаром и Ираком для улучшения ситуации в экономике. Амман и Багдад уже подписали 14 экономических соглашений: в соответствии с одним из них Иордания будет покупать 10 тыс. баррелей нефти в день по цене $16 за баррель.
Ливан
В Ливане после 9 месяцев томительного ожидания удалось сформировать правительство. После долгих переговоров стороны пришли-таки к консенсусу: из 30 министерских постов треть получила партия президента М. Ауна "Свободное патриотическое движение", 8 постов – за "Хизбуллах", "Амаль" и их союзниками, 12 мест у партии премьера С. Харири "Аль-Мустакбаль" и их партнеров из право-христианских "Ливанских сил" и друзской "Прогрессивно-социалистической партии" во главе с В. Джумблатом. Как известно, последние являются противниками Сирии и Ирана, ориентируясь больше на КСА и страны Запада. Но позиции союзников Тегерана и Дамаска тоже сильны, в связи с чем все понимали необходимость договора. Также следует отметить, что впервые в ливанской истории пост главы МВД заняла женщина, как и еще три министерских поста.
После формирования правительства Бейрут может рассчитывать на получение международной помощи в размере $11 млрд, для чего Харири должен провести ряд реформ в экономической и социальной сферах, которые являются обязательным условием выделения кредитов.
Интересно, что, согласно французским СМИ, сформировать правительство удалось после того, как по просьбе Парижа в ситуацию вмешался Тегеран. Позиции иранцев в Ливане действительно сильные, недаром лидер ливанского Движения сопротивления объявил о том, что готов попросить Иран снабдить ливанскую армию оружием. Также он отметил, что ИРИ может решить проблему с электроснабжением и преобразить ливанскую фармацевтическую промышленность, сократив тем самым расходы граждан на медицину.
Естественно, что новое правительство не понравилось Вашингтону, предупредившему, что будет пристально следить за тем, чтобы ресурсы страны не были использованы на деятельность "Хизбуллах". Новый виток давления на Движение сопротивления поддержал Лондон, внесший организацию в "террористический список". Тогда как Франция отказалась, что, вероятно, связано с попыткой Парижа сохранить свое влияние в Ливанской республике.
Понимая, что ситуация в Ливане еще остается напряженной, премьер-министр предупредил о том, что решение трибунала в Гааге (где идет суд по делу об убийстве его отца – бывшего премьера Рафика аль-Харири) ни при каких обстоятельствах не должно быть использовано для мести и стать причиной новой гражданской войны. Эти слова прозвучали не случайно: ряд ливанских политиков, в частности, депутат от движения "Катаиб" Н. Жмайель заявил о готовности взяться за оружие и выступить против Движения сопротивления. И все же потихоньку ситуация стабилизируется: саудовские власти отменили запрет на поездки своих граждан в Ливан и подтвердили, что возобновят взаимодействие по 20 подписанным ранее соглашениям.
Из других событий можно отметить прошедший в Бейруте экономический саммит Лиги арабских государств, хотя представительство на этом мероприятии оказалось довольно слабым. Самым заметным гостем стал лишь эмир Катара. В ходе работы саммита катарские власти объявили о том, что Доха планирует инвестировать $500 млн в ливанские гособлигации для поддержки экономики страны.
А вот данные МВД Ливана оказались крайне тревожащими: в 2018 г. в стране произошло 100 случаев самоубийств, и это не считая тех попыток, которые не окончились трагедией (речь не идет о смертниках из числа экстремистов). Для арабского, а тем более, исламского мира самоубийства, считающиеся смертным грехом, всегда были на крайне низком уровне. Поэтому такая статистика должна стать тревожным звонком для всего арабо-мусульманского мира.
Палестина
Для палестинцев одним из главных событий стала отставка правительства во главе с Р. Хамдаллой. По мнению экспертов, М. Аббас пошел на этот шаг для укрепления своих позиций. На этом фоне лидеры ХАМАС предупредили, что формирование нового правительства при отсутствии примирения может лишь усилить раскол. Отношения между сторонами остаются натянутыми: как пишут СМИ, на встрече Аббаса с президентом Египта он заявил, что хочет "закончить игру с ХАМАС", что нашло понимание со стороны А. ас-Сиси. В свою очередь, в Газе тысячи протестующих вышли на улицы, требуя отставки Аббаса. Сближению позиций не помогли и московские переговоры между основными палестинскими движениями: стороны так и не смогли принять окончательную декларацию.
Тем временем, США продолжают активную работу по навязыванию т.н. "сделки века" – плана урегулирования палестино-израильского конфликта. Свою работу в этом направлении ведут и страны Залива, не могущие отказать своим американским союзникам. Палестинцы данный план, конечно, отвергают, называя его не сделкой, а "пощечиной века".
На фоне соглашательской политики аравийских монархий, которые все больше сближаются с Израилем под предлогом "борьбы с иранской угрозой", совсем иначе звучат слова премьер-министра страны, находящейся в тысячах километрах от Палестины. Премьер Малайзии М. Мухаммад призвал тех, кто сочувствует палестинцам, выразить свое осуждение и подчеркнул, что нужна "правильная стратегия, чтобы обеспечить справедливый мир для палестинского народа".
Свою поддержку оказывает и Тегеран, о чем, в частности, свидетельствует заявление представителей ХАМАС в Ливане, согласно которым, "Иран был и остается главным союзником Палестины. И сегодня, когда арабские страны одна за другой нормализуют отношения с сионистским режимом, Исламская республика остается одним из немногих верных партнеров и союзников палестинского народа".
Сюрпризом для палестинцев стала новость о том, что Международная комиссия, созданная по решению Совета ООН по правам человека, считает действия израильских солдат, расстреливавших палестинцев во время "Марша возвращения", как военное преступление и преступление против человечности.
Правда, Тель-Авив это не останавливает. Провокации в мечети "Аль-Акса", блокирование перевода денег в Газу, строительство поселений, заявления о том, что на Западном берегу р. Иордан уже живут сотни тысяч израильских граждан – все это говорит о том, что экспансия будет продолжаться. И на фоне сообщений о намечающемся сближении Тель-Авива со странами Залива палестинцам, вероятно, еще долго придется жить в условиях блокады и надежды на возможное урегулирование своего вопроса в будущем.
Страдать же будет простой народ: палестинский Минздрав обратился с призывом о помощи в связи с катастрофической ситуацией в медицинских учреждениях, в т.ч. в детских отделениях. И как после этого воспринимать ситуацию, когда лидеры ряда арабских стран "сидят в одной комнате с израильским премьером и делят с ним хлеб"?! Как говорится, No comments…
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic
|