Непрекращающаяся торговая война — это только одно из направлений борьбы США и Китая за мировое господство.
В отличие от противостояния сверхдержав прошлого, это явление имеет черты, характерные для борьбы цивилизаций. Состоявшийся христианский Запад столкнулся лицом к лицу с возрождающимся конфуцианским Востоком. Подобное столкновение может иметь серьезные последствия для существующего мироустройства.
Обладают ли эти гиганты достаточно прочными традиционными ценностями, чтобы сохранить мирный баланс сил и избежать ловушки Фукидида?
Подобные опасения небезосновательны. Христианство и конфуцианство имеют некоторые сходства, но все же это совершенно разные традиции с теологическими предположениями, которые могут привести к столкновению США и Китая, если их не оспорить. Христианство, как и иудаизм, проповедует наличие только одного Бога, однако в отличие от иудаизма, христианство вышло за рамки этноцентризма и перешло к идее всеобщего спасения. В христианстве Богу Авраама могут поклоняться не только евреи, но все жители Земли. Христианство — монотеистическая религия, требующая от своих последователей верности единому Богу. Для данной религии характерна идея о том, что для спасения души необходимо принять христианство, иными словами христианство — единственная дорога, по которой душа может попасть в рай.
Следы этого учения проглядываются в концепции «Пакс Американа». Выйдя из изоляции США стали играть ключевую роль в деле стабилизации мироустройства после окончания Второй мировой войны. ХХ век был назван «веком Америки», но не только взлеты, но и падения США происходили в это время. Однако в конечном счете период ознаменовался историческими достижениями.
Одним из них стала Всеобщая декларация прав человека. Это и другие события, инициированные США, заложили основу для нового мирового порядка, в котором люди со всех уголков земного шара могли стремиться к достойной жизни, свободной от тирании. Президент США Д. Ф. Кеннеди весьма выразительно сказал, что речь шла «…не о мире исключительно для американцев, а о мире для всех мужчин и женщин, не просто о мире в наше время, а о мире на все времена».
Американцы восприняли это как «явное предназначение» вести народы к «сияющему граду на холме».
Помня о христианской исключительности, американцы верили, что существует лишь один путь к созданию такого свободного мира — либерально-демократические преобразования, превозносимые как наивысшая точка политического прогресса человечества. В представлении древних китайских мудрецов-конфуцианцев также существовало представление о «поднебесной», где все народы могли бы сосуществовать в гармонии под небесами. Но в отличие от монотеистичных христиан, жители Китая верили во многих богов, являлись одновременно и конфуцианцами, и даосами, и буддистами. Такая приверженность к нескольким религиям стразу подчеркивает множественность путей к достижению Дао в этой или иной жизни.
Безусловно, не все религии равны, доминирует конфуцианство, в котором нет принятого в христианстве концепта «избранных Богом». Моральное превосходство не предопределено, но может быть заслужено человеком, и каждый, кто доказал, что он достоин, сможет занять свое место под небесами. В зарождающемся «Пакс Синика» можно заметить черты конфуцианства. После исторически значимой инициативы «Один пояс, один путь», на сессии ВСНП 13-го созыва Си Цзиньпин выдвинул великую идею строительства «сообщества единой судьбы человечества».
Обещание председателя КНР «позволить сиянию сообщества с единой судьбой человечества осветить мир» было наполнено духом конфуцианского концепта «поднебесной». Сделано это было с целью провозгласить начало «новой эпохи» стабильности и процветания.
Стремления Китая схожи со стремлениями США, разнятся способы их реализации
Отказавшись от «единственно возможного пути» демократического либерализма, принятого на Западе, Пекин начал продвигать конфуцинаский принцип мультилатерализм, предполагающего наличие «разных путей», отстаивая право нации на достижения идеологического прогресса разными способами. Как утверждает Пекин, китайская модель развития уникальна и неповторима.
Несмотря на всю серьезность своих намерений создать альтернативное, плюралистическое устройство мира, Китай сталкивается со множеством препятствий. Подавление инакомыслия государством и жестокие репрессии в многострадальном Синьцзяне бросили тень на образ Китая за рубежом и подорвали веру в способность КНР получить мировое господство.
В прошлом году вице-президент США Майк Пенс выступил с язвительной речью, в которой назвал Китай авторитарным, экспансионистским государством, похожим на то, что описывал в своих произведениях Оруэлл.
Это было воспринято широкой общественностью как объявление новой холодной войны, призыв сдерживать грозную страну, которой чужды либеральные и демократические ценности Запада и всего цивилизованного мира. Страны должны призывать друг друга к ответственности, однако упрек Запада по отношению к Китаю показывает его обеспокоенность и самодовольство.
Американцы, конечно, признают свои неудачи, но сохранят свою полурелигиозную убежденность, в том, что США избраны Небесами быть «первыми среди равных».
Во многих странах религия считается неотъемлемой частью общества, однако неконтролируемая вера может стать опасной, исследователи европейской истории не дадут соврать. Одним из мрачных примеров может стать безжалостная агрессия, возникшая между католиками и протестантами во времена Реформации.
Под влиянием варварства, совершаемого во имя Господа, Европа обратилась к просвещенной философии, чтобы усмирить недальновидную теологию. Отцы-основатели США оградили Новый Мир от религиозных преследований, но «свободная земля» так и не смогла полностью освободиться от религиозного фанатизма.
«Комплекс Мессии» продолжает заражать Америку стремлением демонизировать врагов и рассматривать борьбу с пытающимися оспорить их превосходство, как битву добра со злом.
Нормы морали, на основе которых существует конфуцианский Восток и христианский Запад не сильно различаются. Послужной список Китая в области, например, прав человека по-прежнему невелик. Но это скорее из-за ошибочных методов, чем из-за злодейских принципов. Американское представление о себе, как о совершенной и единственной силе добра устарело. Принижение не похожих на себя (читай: сторонников зла) в условиях геополитической нестабильности попросту опасно.
Китай разделяет основные американские ценности содействия продвижению всеобщего блага. Расходятся стороны только в методах. Но споры по поводу либеральной демократии — это скорее различия в степени, чем в форме.
Господство США было основополагающим, таким оно и останется на протяжение XXI века. Но Америка должна распрощаться с «явным предопределением» быть исключительной сверхдержавой и признать в Китае и других странах достойных партнеров в стремлении человечества построить «сообщество с единой судьбой».
Таким образом «Пакс Американа» и «Пакс Синика», скорее всего, смогут достичь баланса сил, который позволит избежать ужасного столкновения, поможет не попасть в ловушку Фукидида.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.