«В современной Украине историю рассматривают через призму культа Степана Бандеры, и более того, это одна из немногих сфер, в которой Петру Порошенко удалось добиться ощутимых «успехов». В области экономики и политики его достижения весьма скромны, да и в конфликте на Донбассе он не сумел ничего добиться. Поэтому он вынужден обеспечивать себе поддержку хотя бы у части избирателей на Западной Украине, переписывая историю Степана Бандеры и бандеровцев», – пишет словацкий интернет-журнал Slovo.
Издание отмечает, что украинские дипломаты настроены очень агрессивно, когда заходит речь о бандеровцах, особенно посол Украины в Чехии Евгений Перебыйнис, который при каждом удобном случае пытается доказать, что преступления бандеровцев – это всего лишь выдумка коммунистической пропаганды. По его версии, бандеровцы боролись за свободу и ничего больше.
Однако преступления бандеровцев вынуждены признать даже те силы, которые носят откровенно антикоммунистический характер.
«Самый жёсткий ответ на бандеровскую пропаганду даёт Польша, которую точно не назовёшь жертвой московской дезинформации. Напротив, польские историки давно и глубоко изучают проблему бандеровцев и называют отрицание преступлений бандеровцев из УПА* в Волыни «волынской ложью». Волынской ложью считаются и заявления о том, что в 1943 году геноцид не был односторонним актом бандеровцев против польского населения, и что это была обоюдная этническая чистка поляков и украинцев», – рассказывает читателям автор статьи Бранислав Фабры (Branislav Fábry).
Тема бандеровцев вызывает напряжённость в отношениях между Польшей и Украиной, несмотря на то, что Польша всегда считалась своего рода адвокатом европейской интеграции Украины, отмечает Slovo.
Критикуют культ Бандеры и в Европарламенте. Причём ещё в 2010 году там высказывались против героизации Бандеры достаточно откровенно, указывая, что «культ Бандеры не соответствует европейским ценностям». По этому поводу даже была принята резолюция «О ситуации на Украине» от 25 февраля 2010 года.
Ещё больше настроены против героизации Бандеры в ООН, поскольку большую часть мира составляют страны с «неарийским» населением, они не приемлют движения, отстаивавшего расовую политику во время Второй мировой войны.
Да и в самой Украине на бандеровцев смотрят достаточно критически, особенно негативно к ним относятся на Востоке страны, отмечает Slovo.
Больше всего настораживает автора тот факт, что и в Словакии предпринимаются попытки переписать историю УПА под видом «научных дискуссий», легитимизировать бандеровские приветствия, публикуется сомнительная информация о батальоне «Азов». А словацкий историк Михал Шмигель пытается убедить общественность в том, что Волынская резня на самом деле была обоюдной – поляки уничтожали украинцев, а те действовали в ответ. Бандеровцы же, по версии Шмигеля, просто пытались «объединить демократические силы».
«Конечно, понятием демократия можно оперировать как угодно, но при всём желании бандеровскую УПА нельзя считать «демократической силой», – уверен автор Slovo.
Шмигель не одинок, попытки обелить преступников встречаются и в чешской, и в словацкой публицистике.
Slovo приводит в пример фильм «Бандеровцы», снятый в 2011 году на средства общественного Česká televize, и отмечает, что авторы фильма сами признали влияние историка Шмигеля на его содержание. Поэтому неудивительно, что в фильме дали слово таким историкам, как Вятрович, которого особенно резко критикуют в Польше. Что касается польского взгляда на события, то в фильме его нет, а вместо него зрителей знакомят с эмоциональными высказываниями потомков и сторонников бандеровцев.
К сожалению, отмечает издание, культ бандеровцев является частью общей социальной тенденции на Украине. В словацкой прессе об этом стараются не упоминать, но то, что происходит в этой стране, очень серьёзно. Там уже давно проводят мероприятия в честь бандеровцев. Самую большую известность получил фестиваль Бандерштат, а с 2017 года существует ещё и Шухевичфест. Кстати, в 2017 году он прошёл с 30 июня по 2 июля во Львове, в памятные дни Львовской резни, когда члены УПА вырезали евреев. В 2018 году украинская государственная почта официально выпустила серию марок, героизирующих членов дивизии СС «Галичина». По мнению автора публикации, серьёзную проблему представляют взгляды и высказывания украинских деятелей, например, спикера парламента Андрия Парубия или бывшего украинского консула в Гамбурге.
В Словакии с конца войны насчёт преступлений бандеровцев существует консенсус, и его оспаривание приведёт к пересмотру других проблем прошлого. Нельзя применять двойные стандарты и выдвигать на первый план тех пособников Гитлера, героизация которых удобна конкретным политическим силам на Украине, уверен Фабра.
«Вопрос в том, насколько активно Словакия должна реагировать на нынешнюю героизацию бандеровцев у нас в стране. Возможно, Национальный совет Республики Словакии мог бы сделать официальное заявление по поводу бандеровцев и их героизации. Однако учитывая терпимость, которую словацкая политика проявляет по отношению к Украине, вероятнее всего, такого заявления никто не сделает. Поэтому словацкая дипломатия могла бы хотя бы активизировать диалог с украинской стороной и донести до неё, что её отношение к прошлому противоречит европейским ценностям и является препятствием для её интеграции в Европейский Союз»,
– делает вывод Slovo.
Увы, увещевать украинскую сторону отказаться от прославления бандеровцев совершенно бесполезно.