В разрезе беспорядков, которые уже несколько месяцев не утихают на Гаити, становится понятней, почему США ввели свои санкции против Венесуэлы и почему они действуют против них настолько изощренными способами, фактически проводя курс на полную экономическую блокаду этой латиноамериканской страны.
Итак, эта история началась в далёком 2005 году, когда по инициативе Кубы и Венесуэлы на базе венесуэльской нефтяной госкорпорации PDVSA была запущена программа PetroCaribe. Основной идеей этой программы является льготная поставка нефти и нефтепродуктов в страны Центральной Америки и Карибского бассейна.
На начало 2018 год в объединение входило 19 стран.
Данная программа не предлагает поставки нефти по ценам ниже текущих, так как обязательства Венесуэлы по ОПЕК запрещают продажи по цене ниже рыночной. Вместо этого подход, предложенный Уго Чавесом, позволяет странам региона отложить часть платежа.
Соглашение предусматривает, что при покупке нефти оплата за неё делится на две части: "денежная часть" и "финансируемая часть".
"Денежная часть" составляет от 40 до 60% от общей суммы договора, которая подлежит оплате в течение 90 дней после поставки с уплатой сбора в размере 2% годовых по истечении 30 дней.
"Финансируемая часть" оплачивается не сразу, а в течение 15 лет по ставке 2% годовых с двухлетним льготным периодом, если цена нефти равна или меньше 40 долларов за баррель. Если цена нефти выше 40 долларов за баррель, то срок финансирования продлевается до 25 лет, а процентная ставка падает до 1% годовых.
При это задолженность между странами не обязательно должна быть погашена деньгами: страны-члены могут частично "выплачивать" свой долг товарами и услугами. Ярким примером здесь выступает соглашение Венесуэлы и Кубы: “врачи за нефть”, в рамках которой Куба направляет более десяти тысяч врачей, медсестер и стоматологов для оказания бесплатной медицинской помощи в клиниках беднейших районов Венесуэлы.
Также Венесуэла получала по этой программе ощутимую часть сельскохозяйственной продукции из-за рубежа.
Вместе с тем, в рамках данной программы из специального фонда PetroCaribe выделялись деньги, которые направлялись на инвестиции в инфраструктуру государств, участвующих в данной программе. Например, на Гаити 94% государственных инвестиций осуществлялись за счёт средств данного фонда.
Одновременно с этим, только с 2005 года по 2014 год страны Карибского бассейна накопили долги перед Венесуэлой за поставки нефти в размере 37,5 млрд. долларов, из которых 17,5 млрд. долларов подлежало оплате товарами и услугами, а оставшиеся 20 млрд. долларов страны должны были погасить в течении 20 лет деньгами. Сэкономили страны Карибского бассейна в рамках этого договора в районе 2,7 млрд. долларов США.
Такая ползучая экспансия Венесуэлы в страны региона. Причём самая опасная для США - финансовая. Ведь вместо того, чтобы занимать деньги на "международных рынках"/у МВФ, страны Карибского бассейна оказывались должны стране, которая к этим рынкам/организациям имела слабое отношение.
В рамках этой программы Венесуэла планировала строительство в странах-участницах нефтеперерабатывающие мощности производительностью свыше 800 тысяч баррелей нефти в сутки. Получается, Венесуэла хотела практически всю свою нефть поставлять на перерабатывающие предприятия стран Карибского бассейна. С учётом того, что венесуэльская нефть сверхтяжелая, то построенные мощности не смогли бы осуществлять переработку других сортов нефти (легкая нефть, экспортируемая США).
Если судить по количеству совместных нефтеперерабатывающих предприятий, представленных на сайте госкорпорации PDSVA, то Венесуэла не далека от выполнения этого пункта плана.
В итоге получаем следующую картину: страна с крупнейшими в мире нефтяными запасами решила максимально использовать свои ресурсы для того, чтобы себя обезопасить. И заодно расширить своё влияние среди близлежащих стран. Реализуя свои задачи, Венесуэла покусилась на святая-святых США - долговые рынки и рынки сбыта. Не имея для этого достаточного количества собственных финансовых ресурсов и достаточно крепкой сельскохозяйственной и промышленной базы для обеспечения самой себя необходимым количеством продовольствия и товарами повседневного спроса.
И самое главное: Венесуэла не имеет достаточно сильной армии для защиты своих "клиентов" из числа стран Карибского бассейна и Центральной Америки.