Только наметился прогресс в переговорах с Японией в отношении заключения мирного договора, как премьеру Абэ тут же начали мешать коллеги по правительству, в частности, министр иностранных дел Таро Коно.
Он заявил, что мирный договор подразумевает окончание состояния войны, решение территориальных споров и выплату репараций. И это срывает все усилия Синдзо Абэ, направленные на установление дружеского диалога с Кремлём.
В принципе, на репарации можно согласиться, лишние деньги нашей стране не помешают. Насколько мне известно, выплачивает компенсации за ущерб именно побеждённая сторона, но никак не победитель. Так как Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, а Советский Союз, чьим правопреемником является современная Россия, в стане победителей (основных победителей, я бы сказал, ибо вклад нашей страны в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом трудно переоценить), то если хотят – пусть платят, мы не против.
В действительности всё сложнее. Оппозиционные силы внутри Японии не хотят никакого мира, им нужны территории сами по себе, а ещё больше они нужны Вашингтону, чтобы и с этого фланга угрожать нашей стране. И в Токио вопрос «Северных территорий» является скорее внутриполитическим инструментом, рычагом борьбы за власть, за премьерское кресло, чем реальным желанием получить пресловутые четыре острова, которые однозначно попали бы в загребущие вашингтонские ястребиные когти.
Премьер Абэ не раскрывает суть и дух переговоров с В. Путиным, они засекречены. И у Таро Коно явно прослеживается желание так распедалировать этот вопрос, напирая на полный отказ Абэ от Южных Курил (всё ж засекречено!), чтобы премьер был досрочно отправлен в отставку, а он или кто из соратников занял заветное кресло.
Сенатор А. Пушков верно подметил, что «политический контекст переговоров всё усложняется, как Охотское море в ненастную погоду». И это верно, потому что заявления министра Коно усложняют работу Абэ по заключению мирного договора. Ведь теперь в формате тет-а-тет В. Путин обязательно спросит: «Абэ-сан, о каких ещё репарациях речь идёт? Вы уж наведите у себя в кабмине порядок, а потом говорить будем».
И к слову о репарациях вообще. Понимаю, что Япония – страна оккупированная, оккупированная Соединёнными Штатами. Но давайте подумаем логически: кто нанёс больший материальный ущерб Стране восходящего солнца? Советский Союз, разгромивший Квантунскую армию и осуществивший Курильскую десантную операцию, или США, сжегшие дотла Токио и испепелившие двумя бомбами Хиросиму и Нагасаки? Подсчитаем т. н. «безвозвратные потери»: приблизительно 160-165 тыс. чел. потеряла Япония в ходе двух советских наступательных операций. А янки?
Варварская бомбардировка почти полностью деревянного Токио зажигательными бомбами, когда в водах Сумиды обезумевшие люди фактически варились заживо, – около 100 тыс. чел. Атомная бомбардировка Хиросимы, с учётом последствий радиации, порядка 200 тыс. чел. Атомная бомбардировка Нагасаки, также с учётом последствий, порядка 140 тыс. чел. Добавим сюда 150 тыс. гражданских на Окинаве. Путём нехитрых математических подсчётов получаем около 590 тыс. чел., подавляющее большинство которых были мирными жителями.
Почти 600 тысяч варварски умерщвлённых гражданских лиц, три города обращены в пепел в прямом смысле – почему США не хочет возместить Японии нанесённый ущерб? Может, стоит поднять этот вопрос на ГА ООН?