Литовская комиссия по радио и телевидению (ЛКРТВ) заявила о зафиксированных ею нарушениях двумя российскими каналами в сюжетах о послевоенных партизанах, именуемых в национальной историографии «лесными братьями». При этом комиссия отметила, что пока у нее нет возможности ограничить трансляцию в стране этих телеканалов. Речь идет о кабельной трансляции, то есть оплаченной потребителями.
В программе «Время» на телеканале «Первый Балтийский Канал Литва», относящемся к латвийской юрисдикции, был показан репортаж с мероприятия в Сейме, которое было посвящено событиям 13 января 1991 года. Сейчас 13 января в Литве – это День защитников свободы. По мнению ЛКРТВ, в сопровождающем материал комментарии «был нарушен закон, согласно которому запрещено возбуждение ненависти, распространение дезинформации и информации, в которой содержится клевета, оскорбляющая человека, унижающая его честь и достоинство».
Нарушение другим телеканалом – NTV Mir Lithuania также, по мнению комиссии, связано с положением закона о разжигании ненависти и розни. В сообщении ЛКРТВ говорится, что в репортаже программы «Недельное обозрение» от 20 января содержалось утверждение, что послевоенные партизаны убивали мирных жителей Литвы, во время войны участвовали в холокосте, что в современных Литве и Латвии фальсифицируются исторические факты.
С точки зрения комиссии, такие утверждения – ложны, хотя многочисленные факты расправы гитлеровских коллаборационистов, каковыми и были литовские «партизаны», зафиксированы документально. По сведениям российского фонда «Историческая память», «лесные братья» в Литве уничтожили более 25 тыс. гражданских лиц.
Комиссия сообщила, что телеканал NTV Mir Lithuania относится к вещателю Baltic Media Alliance Ltd, который зарегистрирован в Великобритании, поэтому он при всем желании тоже пока не может быть наказан. Дело в том, что запретить трансляцию зарегистрированных в Евросоюзе каналов можно только при установлении трех нарушений. У Pirmais Baltijas Kanals Lietuva это пока первое нарушение, у канала NTV Mir Lithuania – второе.
Между тем и эти, и другие телеканалы уже не раз подвергались санкциям на различные сроки, после отбытия которых начинается новый подсчет нарушений. За якобы «пропаганду войны и разжигание ненависти» в октябре 2017 года запретили трансляцию телеканала «ТВ-Центр» сроком на полгода, с февраля 2018 года на максимально возможный срок – на год запретили вещание телеканала «РТР-Планета». В мае прошлого года был ограничен доступ к интернет-ресурсам, через которые можно было смотреть российские телеканалы. В списке запрещенных операторов, транслирующих российское телевидение, – samorodok.tv, onelike.tv, freeintertv.com, tvtune.net, lttv.us, edem.tv и internetine-tv.narod.ru. Кроме этого, Сейм принял поправки, согласно которым объем программ, которые произведены не в Евросоюзе, должен сократиться до 10%. Остальное должны транслировать на одном из официальных языков Евросоюза или содержать субтитры.
Заполнить в Литве информационный контент на русском языке призвана и ретрансляция «правильных новостей» телеканала Current Time («Настоящее время»), поддерживаемого США. Работу не на кабельном, а на общедоступном телевидении Литвы канал, являющийся совместным проектом «Радио "Свобода"» и «Голос Америки», начал в сентябре прошлого года. По мнению МИД страны, «новости и аналитика этого телевидения являются объективной и проверенной информацией, которая отсутствует в средствах массовой информации из соседних недемократических стран».
МИД вообще является в Литве одним из главных радетелей о политической и идеологической чистоте в головах сограждан. Сограждан не только в узком, так сказать, национальном смысле, но и во всеевропейском масштабе. Так, в конце июня 2018 года глава МИД Л. Линкявичюс призвал Евросоюз запретить трансляцию российских телеканалов на всей территории ЕС. «Мы должны устранить наши слабые места – перекрыть путь пропагандистским телеканалам России, которые транслируются из некоторых стран – членов ЕС, используя лазейки в правовой базе Евросоюза», – заявил министр.
Пример Литвы оказался очень заразителен для поборников евроинтеграции в Молдавии и особенно на Украине, там тоже последовало немало запретов на вещание российских каналов. Думается, им вполне понравятся и литовские юридические нововведения, которые в самой Литве, однако, вызвали уже некоторые опасения. На днях Сейм все-таки принял спорные поправки к закону об информировании общества, которые, по мнению представителей СМИ, существенно ограничивают свободу слова. Согласно новым поправкам, запрещается «поощрять недоверие к Литовскому государству и его институтам власти, к демократическому строю и обороне края», ставить под сомнение членство Литвы в Североатлантическом альянсе. Запрещается также распространять информацию, ослабляющую «решимость граждан защищать свое государство».
В проекте поправок, одобренных Сеймом, но еще не подтвержденных президентом, правда, оговаривается, что «запрещается распространять дезинформацию других государств и связанных с ними субъектов» (прежде всего речь идет, конечно, о российских СМИ) по всем этим темам. Но представители литовских СМИ вдруг осознали, что формулировки нового закона об информировании настолько противоречивы и трактовать их можно настолько широко, что и применять можно тоже гораздо шире, чем это было принято до сих пор. То есть не только в отношении «враждебных внешних» СМИ, но и в отношении вполне благонадежных внутренних.
В обращении Союза журналистов Литвы говорится о том, что особенно вызывает его обеспокоенность: «Обращает на себя внимание, что профессиональной прессе и журналистике особенно серьезную угрозу несет предусмотренное в проекте ограничение обнародовать информацию, которая «потворствует недовольству Литовским государством и его институциям и недоверию к ним». Смятение журналистов понятно, ведь кому, как не им знать, что в стране практически любую информацию из России, расходящуюся с позицией официального Вильнюса, можно с легкостью (в огромной мере – с помощью самих журналистов) объявить пропагандой и дезинформацией. В защиту постоянно запрещаемых российских телеканалов никто из литовских журналистов не выступал. А демократическая свобода слова такая вещь, что она – или для всех, или – если только местами, то перестает быть свободой. По-другому не бывает.
фото: ritmeurasia.org