В январе 2019 года совокупная задолженность украинцев по коммунальным тарифам достигла 55,6 миллиарда гривен или свыше 2 миллиардов долларов США. За год она выросла более чем в полтора раза — на 23,3 миллиарда. Почти половина — это долги за газ.
Сумма по украинским меркам — колоссальная. Это почти 2% номинального ВВП страны. И больше совокупного объема годовых поступлений от иностранных инвестиций в украинскую экономику.
Под конец 2018 года рост объема долга резко ускорился. На два последних месяца пришлось две трети прироста — около 16 миллиардов гривен.
В обозримом будущем объемы долга будут расти еще быстрее. Ведь с ноября на 23,5% выросли цены на газ. Электроэнергия теперь станет дороже на 20%, а вода — на 12,5%. С января подскочили и тарифы на отопление.
Только за обогрев 2-комнатной квартиры на Украине теперь придется выкладывать, как минимум 2 тысяч гривен (порядка 5 тысяч российских рублей). Впрочем, это — не предел. Тарифы отличаются в зависимости от региона. Например, в Каховке Херсонской области, по информации ТСН, за отопление стандартной «двушки» теперь приходят платежки на 4750 гривен — это почти 12 тысяч в пересчете на рубли. А средняя зарплата в Херсонской области на руки, по данным официальной статистики, — около 5700 гривен (14,3 тыс. руб.). Есть повод сильно позавидовать российскому Крыму, до которого отсюда рукой подать и в котором коммунальные платежи — значительно скромнее, а доходы — ощутимо выше.
Конечно, тарифы на Украине начали расти с бешеной скоростью уже вскоре после переворота 2014 года. Времена Януковича, когда за содержание квартиры платили по 100 — 200 гривен, многие вспоминают как золотой век. И клянут Майдан. Однако до недавних пор неплатежеспособным украинцам были предоставлены «финансовые костыли» в виде субсидий. Если совокупные тарифы составляли более 15% от дохода семьи (а так, в итоге, получалось у большинства граждан «незалежной»), то разницу погашало государство.
Доходы населения до такой степени не успевали за тарифами, что в декабре 2017-го субсидии на Украине получали около 7 миллионов домохозяйств. Однако спустя год (в конце 2018-го) помощи от государства оказались достойны уже всего 3 миллиона семей.
С одной стороны, на количестве субсидиантов сказался рост средней заработной платы. Если верить данным Госстата, то она за год выросла в номинальном измерении примерно на 15%. Однако, как мы видим, тарифы на Украине растут гораздо быстрее доходов, и поэтому вероятность принципиального влияния «зарплатного» фактора на количество получателей субсидий, выглядит не слишком убедительно.