Помните с каким пафосом они совсем недавно все начисто отрицали? Когда началось дело по обвинению в многомиллионных хищениях государственных средств в «Седьмой студии» режиссера Кирилла Серебренникова (на фото) и его поместили под домашний арест, в либеральном лагере поднялся истошный крик: «Воровство? Это же – творец, гений театра! Быть такого не может! Деньги шли только на спектакли! Все обвинения высосаны из пальца! Позор!»
Возмущалась пресса, составлялись гневные петиции, делались заявления протеста «Свободу Кириллу Серебренникову!», которые подписывали виднейшие деятели искусства, были обращения к президенту и т.д. и т.п. Возбудились даже за рубежом. Где стали заявлять, что «путинский режим» преследует творца, что ни в чем не повинного «гения театра» хотят «сгноить за решеткой» за его убеждения, что все дело о хищениях в его театре сфабриковано «кремлевскими прокурорами» и т.д. и т.п.
В авангарде бурной кампании по защите Серебренникова стал, конечно, информационный рупор либералов – «Эхо Москвы», и аргументация его была простой: такого не может быть, потому что не может быть никогда. И вот…
И вот после того как процесс по делу «Седьмой студии» идет в Москве уже три месяца, вдруг появляется статья корреспондента «Эха» Зои Световой под красноречивым заголовком «Фабрика обнала».
О чем это она? Где была эта самая «Фабрика обнала», или, точнее, та мошенническая контора, где обналичивались и нагло воровались государственные деньги, предназначенные для театральных постановок? Оказывается, речь идет… о той самой «Седьмой студии», которую, как мы знаем, возглавлял широко известный режиссер Кирилл Серебренников!
Напомним, что в защиту Серебренникова выступали не только записные либералы, но и многие уважаемые деятели культуры, как например, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, хореограф и танцовщик Михаил Барышников, режиссер Федор Бондарчук и другие. Чулпан Хаматова читала обращение в защиту худрука. И были там такие слова: «…один из самых ярких российских режиссеров, чьи заслуги признаны не только у нас в стране, но и во всем мире… знаем его как честного, порядочного и открытого человека. Работа талантливого руководителя и всего театра была прервана внезапным обыском». В конце своей пламенной речи артистка прямо заявила: «Нас очень много: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Табаков, Марк Захаров, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Алексей Агранович, Виктория Толстоганова, Яна Сексте, Анатолий Белый, Юлия Пересильд, Ксения Раппопорт, Евгений Стычкин, Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Хаски, Екатерина Сканави, Елизавета Боярская, Марина Александрова, Нина Зархи из журнала «Искусство кино» и многие-многие другие».
И вот что же теперь получается? Что «Эхо Москвы» вместе со всей «прогрессивной общественностью» вдруг решило само себя высечь, публично подтверждая, что на студии Серебренникова и в самом было масштабное воровство?
Нет, конечно, в этом СМИ сидят не мазохисты, сечь самих себя они не собираются. Но поскольку на процессе после предъявления документов и выступлений свидетелей, наглядно и бесспорно выявляется картина и в самом деле имевших место масштабных хищений, и огульно отрицать это, как они делали раньше, уже никак нельзя, то решено все свалить на «стрелочника». То бишь, на бухгалтера студии Нину Масляеву. Поэтому и подзаголовок у сенсационной статьи Световой соответствующий: «О чем говорили в Мещанском суде друзья и знакомые бухгалтера Масляевой».
«В обвинительном заключении по делу «Седьмой студии», – повествует Светова, – говорится об организованной группе, состоящей из художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина, бывшего генерального продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского, директора РАМТ Софьи Апфельбаум, бывшего генпродюсера «Седьмой студии» Екатерины Вороновой и экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой.
Согласно обвинению, члены этой группы похитили бюджетные деньги и «распорядились ими по собственному усмотрению». Но, – увы, разводит руками Светова, – из тех материалов дела, которые оглашают на суде прокуроры, никак не удается составить картину хищения бюджетных средств членами этой самой группы. Зато после допросов трех свидетелей обвинения, четко и твердо заявивших в открытом судебном заседании, что они, по согласованию с бухгалтером Ниной Масляевой, обналичивали бюджетные деньги, перечисляемые министерством культуры на проект "Платформа", обнаруживается совсем другая организованная и устойчивая группа, состоящая из земляков и знакомых бухгалтера Масляевой».
То есть получается, что в течении долгого времени Масляева и ее зловещие подельники воровали в театре деньги, а его начальник, то бишь Серебренников, как говорится, ни сном ни духом об этом?
Но простите, а разве все главные финансовые документы театра, отчетные ведомости о расходовании средств, его глава не заверяет своей подписью? Или он вообще был не в курсе того, что творится в его бухгалтерии? У него под носом миллионами воруются предназначенные для театра государственные деньги, а он ничего об этом не знает и не ведает?
Но такое, простите, может быть только в двух случаях. Во-первых, если директор, опять-таки извините, совершеннейший простофиля. Или же все-таки «был в курсе» того, что происходит в бухгалтерии его учреждения, и закрывал на это глаза, а может, и сам получал свою «долю». Но поскольку такого именитого режиссера, как Кирилл Серебренников, счесть полным простофилей все-таки довольно трудно, то, увы, неизбежно преполагается второе…
Нет, нет, мы высокоталантливого маэстро ни в чем не обвиняем, Боже упаси! Окончательную точку во всей этой истории поставит суд, поскольку только он и может назвать имена виновных и вынести им заслуженный приговор. Поэтому мы не будем уподобляться «Эху» и прозорливой мадам Световой и заранее назначать кого-либо виновным, или, наоборот, невинно заподозренным.
Это, повторяем,– совсем не наша компетенция. Мы сейчас пишем всего лишь о статье журналиста «Эхо Москвы» Зои Световой. Где она, во-первых, признает, что в «Седьмой студии» воровство миллионов все-таки имело место быть, а во-вторых, где она сама берет на себя прерогативы суда: назначает виноватых и невиновных.
А виновата, по ее утверждению, бухгалтер, т.е. стрелочник и сформированная ею «сплоченная обнальная группа», как она ее называет, и «действия этой группы однозначно подпадают под статью 272 УК РФ – обналичивание денег», как опять же пишет она сама. А вот г-н Серебренников и другие «творцы» тут совершенно ни при чем. Или, как говорится в таких случаях, совсем не при делах.
Но могло ли, повторяем, такое быть? Согласно данным Kartoteka.ru, АНО «Седьмая студия» зарегистрирована в 2011 г. для «деятельности в области искусства и организации развлечений», «производства кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ».
Единственным же участником по ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) является Кирилл Серебренников.
Для реализации программных задач, согласно правительственному постановлению, опубликованному на сайте Минкультуры РФ, «группой деятелей искусства на встрече с Президентом Российской Федерации» был предложен творческий проект «Платформа». Учитывая экспериментальный характер деятельности в области современного искусства, выделение субсидии из федерального бюджета АНО «Седьмая студия» представляется наиболее оптимальной формой государственной поддержки творческого проекта «Платформа», сказано в документе и уточняется, что этот проект должен был получить субсидии из федерального бюджета в 2012-2014 годах – по 70 млн руб. ежегодно. На «проекты в области театрального искусства» на год было выделено 42, «проекты в области музыкального искусства» – 5, «проекты в области хореографического искусства» – 10 млн руб. «Проекты в области визуального искусства» получили 9, а «лабораторные проекты» – 2,93 млн руб. Огромные деньги!
Между тем из статьи Световой становятся известными много любопытных фактов о том, как они «распиливались». Махинаторами в «Седьмой студии» и их сообщниками, то бишь – «сплоченной обнальной группой», – было создано несколько фиктивных фирм-«помоек», на которые и перечислялись, со счета студии государственные деньги, предназначавшиеся для театральных постановок, где они потом обналичивались и расхищались. Таким образом, при заключении как минимум 17 фиктивных договоров, было обналичено, а потом украдено около 25 миллионов рублей. По этим сделкам писались финансовые отчеты, в которых указывались фиктивные договора с фирмами-«помойками».
Озвучив все эти факты, Светова тем не менее, повторим, с пафосом утверждает, будто никто из тех, кто выступал на суде, пока не сказал, что они обналичивали деньги по указанию Серебренникова, Малобродского или Апфельбаум. Они, уверена она, были связаны лишь с Масляевой. Словом, все эти хищения списываются на «стрелочника». Из показаний друзей Нины Масляевой, – старается заранее вынести приговор именно одному бухгалтеру Светова, – вырисовывается образ некоей «барыни», окружившей себя челядью, выполнявшей ее прихоти и за это осыпающей ее, эту «челядь», подарками.
Трудно представить, что все эти подарки: машину за миллион рублей, оплату кредитов и прочее Масляева могла себе позволить на зарплату в «Седьмой студии» – 150 тысяч рублей. На следствии она призналась, что украла из кассы «Седьмой студии» пять миллионов рублей и собирается их вернуть. Вообще, если бы Масляевой не нужны были дополнительные деньги на собственные нужды, она могла бы обойтись без обналичивания денег с помощью «помоек». В ее распоряжении была банковская карта, по которой она могла совершенно законно снимать наличные деньги и тратить их на проект «Платформа». Но, как видим, главный бухгалтер «Седьмой студии» Масляева, особенно, когда Кирилл Серебренников был назначен художественным руководителем «Гоголь-центра» и забрал туда Алексея Малобродского, стал строить новый театр, с азартом занялась «фабрикой обнала», что в результате привело ее на скамью подсудимых и она, спасая себя, «утащила вместе с собой всех остальных».
Таким образом, пафос статьи в «Эхе» понятен. Во всем обвинить одного только коварного бухгалтера, «утащившего вместе с собой всех остальных», и изобразить дело так, будто руководство театра обо всех этих махинациях и воровстве знать ничего не знало.
Но даже если и не знало, то не идет ли тогда речь о преступной халатности? Ведь если ты – руководитель учреждения, каковым и был Серебренников, если тебя финансирует государство, и ты просмотрел, как у тебя под носом крадут государственные миллионы, то разве за это не надо теперь отвечать? Напомним, что при выделении театру средств, глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский заявлял, что «ответственность за все финансовые решения лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове».
Впрочем, повторяем, это не наше дело – судить. Пусть Фемида вынесет приговор. А мы лишь обратили внимание на то, что все прежние крики «прогрессивной общественности» о том, что никаких хищений в театре Серебренникова вообще не было и быть не могло и, что, мол, «творца» травит «преступный режим» за его «независимые взгляды», на самом деле оказались, мягко говоря, лишенными каких-либо оснований. Воровали все-таки во вверенном творцу театре, да еще как!