Канадский адвокат Ричард Макларен, после доклада которого российские спортсмены подверглись жесточайшим репрессиям, получил повестку в Верховный суд провинции Онтарио. Истцы хотят взыскать с него в общей сложности около 6 миллионов канадских долларов (примерно 300 миллионов рублей) в качестве компенсации и штрафа.
Первый вопрос, который возник у многих: почему так поздно?
Нет, не поздно, все происходит в разумные сроки. Напомню хронологию.
18 июля и 9 декабря 2016 года были опубликованы две части доклада главы независимой комиссии WADA по расследованию фактов нарушения антидопинговых правил во время сочинской олимпиады Ричарда Макларена. Главный вывод: в России была создана государственная система манипуляции допинг-пробами.
5 декабря 2017 года МОК отстранил Олимпийский комитет России от участия в зимних олимпийских играх в Пхёнчхане.
1 февраля прошлого года CAS (Спортивный трибунал Международного олимпийского комитета) полностью отменил решение в отношении 28 спортсменов, пожизненно дисквалифицированных МОК. Еще с одиннадцати снята пожизненная дисквалификация, но они должны были пропустить южнокорейскую олимпиаду. Таким образом, обвинение Ричарда Макларена России в организации государственной системы манипуляции допинг-пробами оказалось злонамеренным фейком.
МОК, тем не менее, проигнорировал решение собственного суда и нашу команду до олимпиады не допустил. Более того, он подал апелляцию в федеральный суд Швейцарии. Процесс занял почти год, и недавно гражданская инстанция вынесла вердикт об отказе в пересмотре решения CAS.
Любопытный нюанс.
По итогам Игр в Сочи российские спортсмены заняли первое место, завоевав 33 медали (13 золотых, 11 серебряных и девять бронзовых). Однако после решения МОК наша сборная опустилась в общем зачете на четвертую позицию с 20 медалями (из них деcять золотых), а победителем Игр стала Норвегия.
После решения CAS Россия вернула себе итоговое первое место сочинских Игр с 29 медалями (11 золотых, девять серебряных, девять бронзовых).
Вернусь, однако, к Макларену.
Иск против него был подан летом, то есть, через полгода после получения вердикта CAS. Это разумный срок для формулировки в исковом заявлении претензий. Все-таки дело сложное, судебная система не только чужая, но и явно враждебная.
Кроме того, по местным правилам вручение повестки ответчику в гражданском деле — забота истца. Видимо, на то, чтобы застать клеветника дома, понадобилось еще полгода. На этом ролике зафиксирован момент передачи иска Макларену.
Теперь будем ждать развития событий.
Для меня все очевидно: Макларен не смог совладать с русофобией и написал в своем докладе, в основном, бездоказательную ерунду. Он не стал утруждать себя поиском железобетонных доказательств, хотя, между прочим, адвокат и профессор права. Это говорит о том, что глава комиссии WADA отлично знает, как поведут себя канадские суды в том случае, если мы попытаемся оспорить его выводы. Конечно, есть большие сомнения, что они будут беспристрастны.
Даже несмотря на главный наш козырь — решение CAS.
____________________
Это уже не первая попытка наших спортсменов организовать судебный процесс с привлечением Ричарда Макларена и WADA. 11 сентября 2017 года Высшим судом провинции Онтарио был зарегистрирован иск против него троих наших велосипедистов — Дмитрия Соколова, Кирилла Свешникова и Дмитрия Страхова. Исковые требования примерно те же: 6 млн долларов — общие и специальные фактические убытки, которые включают финансовые потери, упущенную прибыль и т.д., еще один млн — штрафные убытки за злонамеренность правонарушений или действий Макларена и WADA, в которой велосипедисты уверены и готовы ее доказать.
Чем кончилось дело, мне узнать не удалось. Похоже, в нем все подвисло на стадии вручения повестки.