Два года лоббируемый украинской властью законопроект № 4128 о фактическом переводе общин УПЦ (МП) в неканонические юрисдикции был неожиданно изменён в пользу… УПЦ (МП). Что это – «зрада» или результат лоббирования влиятельных конфессий?
В то время как многие православные деятели на Украине (от главы юридического отдела УПЦ (МП) о. Александра Бахова до парламентария Вадима Новинского) продолжали по инерции критиковать поистине рейдерский законопроект № 4128, дающий возможность перевода общин канонической церкви в новообразованную СЦУ, парламент принял его с принципиальными правками, во многом устраняющими данную возможность
Если законопроект предусматривал, что любой житель населённого пункта, хоть раз зашедший в церковь, мог объявить себя членом местной религиозной общины и проголосовать за её перевод в более «свидомую» юрисдикцию, то принятый 17 января законопроект № 4128-д не предусматривает так называемое право самоидентификации, когда любое лицо могло голосовать по вопросу изменения подчинённости общины (по вопросу «о переходе»). Закон чётко предусматривает, что «религиозная община по собственному усмотрению принимает новых и исключает действующих членов общины в порядке, установленном её уставом».
«Таким образом, ни одно постороннее лицо теперь не вправе голосовать на общих собраниях религиозных организаций», – поясняет правозащитник Олег Денисов, руководитель НПО «Общественная правозащита», представляющей правовые интересы УПЦ (Московского патриархата) на площадках ООН.
«Далее закон предусматривает, что решение об изменении подчинённости и внесению изменений и дополнений в устав принимаются только общим собранием религиозной общины, которые могут созываться только членами общины, – продолжает Денисов. – Таким образом, ни чиновники, ни представители общественных организаций не могут более составлять списки для голосований, обходить дома прихожан и созывать их на собрания, такие действия могут делать только лица, указанные в уставах религиозных организаций и только в установленном там порядке».
Также важным положением является пункт о том, что за изменение подчиненности общины должны проголосовать не менее чем 23 от действительного количества членов общины, и они должны подписать принятое решение лично. Причём каждая подпись должна быть заверена нотариально, что отягощает процесс перехода общины.
«В результате общины УПЦ действительно могут рассчитывать на то, что при условии исполнения этого закона на практике количество рейдерских захватов храмов значительно снизится», – заключает правозащитник.
«На практике почти все общины УПЦ уже давно составили реальные списки членов своих религиозных организаций и закрепили их в своих письменных протоколах, что является гарантией того, что люди «со стороны» не смогут присвоить себе членство в общине», – сообщает Олег Денисов, настоятельно рекомендуя при этом тем общинам, которые до сих пор не провели общих собраний членов общины и не отобразили списки своих реальных членов в письменной форме, срочно это сделать.
Одним из недостатков закона руководитель «Общественной правозащиты» (НПО со специальным консультационным статусом при Экономическом и социальном совете ООН) называет пункт о необходимости «приведения уставов в соответствии с законом на протяжении года». Это предусматривает фактическую перерегистрацию общин. «Однако закон не содержит норм о том, что в случае если такая перерегистрация не будет проведена, то уставы утратят свою силу, – поясняет юрист. – Таким образом, даже в случае если община по тем или иным причинам не сможет провести перерегистрацию своего устава (в том числе ввиду невозможности выполнить требования закона № 5309), ее документы не потеряют свою силу».
К тому же, по мнению Денисова, в подавляющем большинстве случаев действующие уставы религиозных организаций УПЦ не противоречат закону № 4128-д и не нуждаются в специальном внесении в них изменений.
В чём же причина таких благоприятных для УПЦ (МП) изменений в закон, уже получивший прозвище Рейдерский? Денисов считает это результатом «лоббирования темы влиятельными католическими, иудейскими и другими конфессиями, заинтересованными в неприкосновенности собственных активов»: «Этим конфессиям был крайне невыгоден законопроект № 4128 в его прежней редакции, так как он предусматривал фактически полное разрушение и их структур управления религиозными организациями».
И, действительно, против данного законопроекта на третьем году его существования с месяц назад вдруг резко выступил глава крупнейшей иудейской общины Украины, до этого о законопроекте скептически высказывались некоторые бискупы этнически польской РКЦ на Украине, чьи храмы в Галиции в самое последнее время оказались под угрозой захвата униатами. Наконец, «Всеукраинский совет церквей» накануне принятия закона резко выступил против него.
«В результате верующим УПЦ вместе с другими конфессиями Украины пока удалось выйти из-под явного рейдерского удара и сохранить возможность эффективной юридической защиты в более-менее приемлемом правовом поле», – считает правозащитник.