Поджог венгерского культурного центра дурно пахнет провокацией с целью обвинить Россию
Странное уголовное дело расследуется в Польше: якобы Россия подбила тамошних правых экстремистов на террористический акт с целью посеять рознь между национальными меньшинствами на Украине – речь идёт о поджоге венгерского культурного центра в Закарпатье. При этом поджигатели действовали крайне легкомысленно. При въезде и выезде из страны они предъявляли свои настоящие паспорта, а в отеле зарегистрировались под настоящими именами, пишет ежедневная берлинская газета Der Tagesspiegel.
Действительно, тут есть чему удивляться: когда первая попытка поджога с помощью коктейля Молотова не удалась, поджигатели спокойно отправились за бензином на ближайшую бензоколонку, где и были засняты камерой наблюдения. Они ничего не предпринимали для того, чтобы их не узнали, — удивительное поведение для людей, которые приехали тайно совершить преступление, пишет автор статьи Кристоф фон Маршалл (Christoph von Marschall). Или всё-таки не тайно? И приходит к выводу, что преступники делали всё для того, чтобы быть пойманными в ближайшее время.
«Неужели для заказчиков преступления было важно, чтобы поджигателей задержали? Какое послание миру должно было исходить из информации о том, что польские правые экстремисты напали на венгерский культурный центр в Ужгороде на юго-западе Украины? И как расценивать утверждение, что за этим преступлением стоит некий немецкий журналист, действовавший по заданию российских спецслужб?» – задаёт вопросы Der Tagesspiegel.
Издание отмечает, что некоторые детали этой истории носят просто сатирический характер: поджигателей задержали на границе с большим количеством дешёвых сигарет, которые они везли с Украины, и таможня записала все их личные данные. Поразительно демонстративное поведение «террористов»!
Понятно, что следователям не составило особого труда очень быстро задержать таких горе-преступников в Польше. «Благодаря успешному сотрудничеству дружественных служб», – с гордостью отчитался тогда пресс-секретарь польского министерства внутренних дел Станислав Зарын (Stanislaw Zaryn). Или, может быть, благодаря тому, что «поджигатели» специально оставили столько следов, что не найти их было бы просто невозможно, размышляет автор статьи.
«И вот в выходные польский государственный телеканал TVP представил итоги прокурорского расследования в Варшаве, полученные в результате многомесячных следственных действий. Прокуратура рассматривает деяние как террористический акт, за которым якобы стоят российские спецслужбы. Утверждается, что их целью было разжечь национальную рознь между Венгрией, Украиной и Польшей, и для осуществления этой цели они избрали Ужгород, в котором проживает значительное венгерское меньшинство», – сообщает издание.
При этом в Польше уверяют, что «Россия использует подобные методы и сотрудничает с правыми экстремистами во многих странах Европы, несмотря на все идеологические противоречия», цитирует Der Tagesspiegel мнение польских СМИ.
«Главный подозреваемый в этом деле — 28-летний поляк Михал П., специалист в области безопасности, связанный с неофашистской организацией «Фаланга» и пророссийской партией «Змяна». Как утверждает следствие, он поручил 22-летнему электрику Адриану М. из Кракова нарисовать на стене Венгерского культурного центра в Ужгороде свастику и праворадикальный символ «88», обозначающий «Хайль Гитлер», а затем поджечь здание. Позже П. привлёк к преступной деятельности 26-летнего переводчика Томаша Ш., которому дал задание снять акцию на видео и прислать запись ему. Также продолжаются поиски немецкого журналиста, который, как утверждается, был связным между российскими спецслужбами и главным подозреваемым», – рассказывает Der Tagesspiegel подробности этого странного дела.
За свою «работу» исполнители получили по 1000 злотых (233 евро). Как видно, гибридное ведение войны с такими игроками – дело недорогое, иронизирует издание.
22 февраля 2018 года польская служба внутренних дел ABW арестовала Адриана. Он тут же во всём признался, и в тот же день арестовали Михала П. и Томаша Ш.
Прошло одиннадцать месяцев, однако и сегодня нет единого мнения о том, что же действительно тогда произошло, делает вывод Der Tagesspiegel.