Фридрих Вильгельм Ницше сравнивал культуру с тоненькой яблочной кожурой над раскаленным хаосом. Этот человек имел пророческий дар. Меня поражает его пророчество о профанации всеобщей грамотности в смысле умения читать и писать. «Еще одно столетие читателей – и сам дух будет скверно пахнуть», – говорил его Заратустра. Что и случилось.
Сильные мира сего имеют силу и могущество, но таких пророческих свойств не имеют. Они не способны предвидеть в мире испорченной мысли и дурно пахнущего духа, во времена постправды, постпросвещения и постгуманизма.
И трескается тонкая кожура культуры и цивилизованности, обнажая раскаленный хаос, который просачивается к беспечному обывателю в новостях, кормящих нас свежими трупами, пугающих вооруженным вторжением, в повадках лиц, изображающих из себя политиков и государственных деятелей, в сценах драк на политических ток-шоу и в парламенте.
На наших глазах внедряется новая старая «культура» дискуссии. Когда ракурс не соответствует дискурсу, а аспект не вписывается в контекст, популярные ныне интеллектуалы, рядящиеся в патриотов, приходят к выводу, что нужно хорошенько врезать оппоненту кулаком, или тростью, или чем придется, дабы утвердить свою парадигму.
Хаос проявляется в атмосфере тревоги и неопределенности, в диких инициативах и инцидентах, в возвращении к проблемам, к которым, казалось, просвещенные и умудренные горьким опытом люди уже не вернутся.
Хваленая западная демократия, с фасада представлявшаяся образцом и сияющим ориентиром, все отчетливее обнаруживает свою тоталитарную сущность. Предмет ее гордости – журналистские стандарты, бывшие великим достижением цивилизации, отбрасываются как некий рудимент, мешающий осуществлению молниеносного влияния на настроения и социальные рефлексы масс. Сбрасываются маски как больше ненужные в новых условиях ускорения исторического времени.
В Украине, которая, к нашему несчастью, старательно перенимает «передовые» мировые пороки, хаотизация имеет множество очевидных проявлений. Одним из самых значимых из них является разрушение правового поля. Приводит к нему отказ от отношения к законотворчеству как к делу профессионалов и скрупулезному процессу, отход от которого чреват скатыванием к беспределу и тяжелыми последствиями.
В Верховной Раде есть Главное научно-экспертное управление, предназначенное для экспертизы законопроектов в плане «защиты от дурака», т. е. дилетантства «народных избранников». Судя по экспертным выводам, которые оно осуществляет, там работают профессионалы. Однако «слуги народа» в духе революционной целесообразности постоянно игнорируют их экспертные выводы, в т. ч. те, в которых прямо указывается на противоречия законопроектов Конституции Украины и международным правовым актам.
Из последних вопиющих случаев такого рода – принятие «закона о переименовании УПЦ», усугубляющего раскол общества, подчеркивающего деление на «правильных» и «неправильных» украинцев и бьющего тем самым по территориальной целостности страны (хотя декларирует заботу о государственной безопасности и суверенитете).
При всем этом усугубляется обессмысливание и дискредитация всей политической системы Украины, которая уверенно движется к самоуничтожению. Что называется, доходит до ручки. То, что лицедеи Зеленский и Вакарчук рассматриваются в качестве серьезных и перспективных политиков, что еще не созданную фактически партию «Слуга народа», по сути пустышку, фантом, избиратели, впечатленные деятельностью нынешних «народных избранников», готовы делегировать в высший законодательный орган страны, является приговором этой системе.
Впрочем, печалиться по поводу разрушения изначально ущербной и устроенной в расчете на удовлетворение корпоративных интересов правящих сил системы точно не стоит. Поделом ей. Вопрос только, сколько она еще наворотит, прежде чем придет к своему логическому концу.
Этак дойдет очередь до коней, котов или собак в качестве парламентариев. А что? Как писал поэт Алексей Жемчужников:
По мне – в парадном чепраке
Зачем не быть коню в сенате,
Когда сидеть бы людям знати
Уместней в конном деннике?
Что ж, разве звук веселый ржанья
Был для империи вредней
И раболепного молчанья,
И лестью дышащих речей?
Такие времена, что подлинной добродетелью становится отстаивание достигнутого усилиями и жертвами многих поколений культурного уровня, сохранение и упрочение этой тонкой и уязвимой субстанции под названием «культура», предохраняющей человека от хаоса и разложения.
фото: buzina.org
Петр Петров