Митрополит УПЦ Черкасский и Каневский Софроний раскритиковал проект поместной церкви в том виде, в котором его организовали президент с главой киевского патриархата Филаретом.
По мнению владыки Софрония, ПЦУ не является и не будет автокефальной церковью - новая организация будет вассалом Константинополя. В то же время, черкасский митрополит долгое время поддерживает объединение украинских православных в истинно поместную Церковь, но исключительно на основе канонов.
“Я свободный человек, не хочу быть вассально зависимым от греков. Это не автокефалия. Их (ПЦУ) устав говорит о том, что у нас в Украине создана греческая церковь, - заявил Софроний, который ранее проигнорировал так называемый объединительный собор. - Мне вчера его (устав ПЦУ) прочитали. Я аж за голову схватился. Например, без Константинополя мы не имеем права высвятить епископа, провозгласить своего святого… не имеем право открыть любой монастырь. Все монастыри входят в подчинение Константинополю, все приходы - тоже. Что это такое?”
Кто кому митрополит - кого как теперь называют в украинском православии
Столь же обличительно митрополит Софроний отзывается об объединительном соборе новой церкви - владыка называет его собором раскольников, а не собором объединения, а возглавлял все это Константинополь. Таким образом, по мнению архиерея, получился еще один раскол и, при этом, интересна позиция Филарета: “Вы же слышали, что сказал Филарет? Он сказал, что был патриархом, остается патриархом и в дальнейшем будет патриархом. Он и в дальнейшем будет руководить церковью.”
Владыка Софроний также скептически смотрит на митрополита Епифания как самостоятельную фигуру во главе ПЦУ. “Во-первых, кто он такой? А во вторых, он внук Филарета. Во всяком случае, так говорят”, - заявил митрополит Софроний.
После шутки о новом предстоятеле архиерей напомнил о широкой автономии, которую предоставил патриарх РПЦ Алексий II в 1990 году. По мнению владыки Софрония, УПЦ обладает широкой автономией и независима от Москвы.
Епископы без епархий, священники без приходов - чего боятся клирики будущей поместной церкви
“Мы рукополагали епископов, они давали клятву Киеву. Мы открывали монастыри, даже третью лавру в Украине открыли. В то же время, мы не брали никакого благословения ни у кого в Москве. Действительно, поскольку Митрополит Киевский УПЦ постоянный участник Священного Синода РПЦ, то он постоянно докладывал, что так и так, такие изменения у нас в Церкви произошли - вот и все”, - описал связь УПЦ и РПЦ Софроний.