Они пришли, увидели, и ушли, вдохновленные мощью Коммунистической партии. Вежливые аплодисменты подчеркивали кульминационные моменты искусно режиссированного спектакля Си Цзиньпина, посвященного восхождению Китая к статусу сверхдержавы.
Подпись к изображению: Местные жители смотрят прямую трансляцию выступления президента Си Цзиньпина по случаю 40-летия начала политики реформ в стране
Однако, богатая хвалебная риторика сопровождалась резким напоминанием Западу о том, что дорога вперед будет вымощена лозунгами Китайской коммунистической партии. Естественно, прозвучали привычные обещания председателя Си Цзиньпина продолжать политику «реформы и открытости», начатую, в 1978 году, сорок лет назад под руководством покойного лидера Дэн Сяопина.
Поскольку партийная элита вслушивалась в каждое слово его программной речи в грандиозном Большом зале Всекитайского собрания, Си Цзиньпин неоднократно повторил, что Пекин не откажется от своей однопартийной системы и не склонится под давлением крупнейших торговых партнеров.
Политическая реформа не стоит на повестке дня, в то время как экономическая реформа будет проводиться с «социалистическим уклоном», отметил он. «Великое знамя социализма всегда высоко развевалось над китайской землей. Руководящая роль Коммунистической партии была и остается важнейшей чертой китайского социализма и величайшим преимуществом социалистической системы с китайскими особенностями», – заявил Си Цзиньпин.
«Никому не дано право диктовать китайскому народу, что ему делать и чего не делать. Мы должны решительно реформировать то, что необходимо и возможно изменить, но мы должны не менее решительно сохранить то, что не должно и не может быть изменено», – продолжал он.
Хотя Си Цзиньпин не упоминал прямо Соединенные штаты и хрупкое торговое перемирие, было очевидно, о чем идет речь.
Несомненно, замечания китайского лидера найдут отклик также в Европейском Союзе. Брюссель постоянно жаловался на то, что «уже устал от обещаний» по поводу темпов дальнейшего открытия второй крупнейшей экономики мира для иностранной конкуренции.
«Си Цзиньпин говорит о необходимости сильного правительства, крупных и мощных государственных предприятий, а также крупномасштабных инвестиций, – сказал Чжан Лифань, политический комментатор, не скрывающий своего критического отношения к Пекину. – Похоже, что его позиция ничуть не изменилась».
В своей речи, продолжавшейся почти 90 минут, Си Цзиньпин подчеркнул роль «государственной экономики», одновременно призвав к активизации развития «частного сектора». В ней не было ничего нового, что могло бы ослабить растущую обеспокоенность по поводу централизованной модели, в центре которой стоит всесильная Коммунистическая партия.
Именно такой подход, основанный на масштабных государственных субсидиях для быстрорастущих государственных предприятий, а также предполагаемое участие администрации в создании китайских технологических гигантов новой волны, послужили катализаторами ожесточенного торгового конфликта с Соединенными Штатами.
Если добавить к этому предположительно имевшие место нарушения права интеллектуальной собственности и хищения в киберпространстве, получится полный рецепт той ядовитой смеси, которая привела к противостоянию между Вашингтоном и Пекином.
«Несмотря на большие ожидания, связанные с этой речью, в обращении прозвучало очень мало нового, особенно учитывая его сходство с речью Си Цзиньпина на заседании Политбюро ЦК КПК несколькими днями ранее», – заявил в интервью Reuters глава пекинского филиала брокерской компании Everbright Sun Hung Kai Джонас Шорт.
Не было сказано ничего о мерах противодействия замедлению роста экономики, которые станут главной темой Центральной рабочей конференции по вопросам экономики, которая пройдет в Пекине в течение ближайших нескольких дней.
На прошлой неделе Национальным бюро статистики Китая были опубликованы многочисленные статистические данные, которые выявили проблемы, стоящие перед администрацией Си Цзиньпина. Прежде всего, речь идет о снижении индикаторов производственной активности, а также сокращении потребительских расходов. Кроме того, правительство уже наметило снижение налогов для потребителей из «среднего класса», пострадавших от стагнации заработной платы и роста цен.
Степень ослабления китайской экономики подчеркивают и такие показатели как резкое снижение продаж новых автомобилей, а также «остывание» рынка недвижимости после ужесточения условий ипотечного кредитования.
Все эти негативные явления отчасти являются побочными последствиями торгового конфликта с США, но в такой же степени они обусловлены недостатками государственной политики по реструктуризации экономики в целом.
В центре внимания оказался частный сектор: малые и средние предприятия с трудом выживают на фоне неоднозначных сигналов из Пекина. «В чем состоит основная проблема? Страх перед неопределенностью государственной политики? Сомнения в том, что правительство заслуживает доверия?», – сказал недавно Сян Сонцзуо, экономист из Народного университета в Пекине.
Известный британский эксперт Роберт Уорд написал: «Выступление Си Цзиньпина, посвященное 40-й годовщине начала реформ Дэн Сяопина, является одой достижениям Партии и социализма – «для изготовления хорошей стали нужен хороший кузнец». Вполне ожидаемым был и традиционный миф о мирном росте китайской экономики, и, разумеется, обещание «Китай никогда не будет стремиться к гегемонии». Классический Си. Ни крошки надежды для реформаторов».
В понедельник Народный банк Китая опубликовал заявление, в котором подчеркивается его намерение усилить «поддержку частных и небольших компаний», упростив для них доступ к заемным средствам. Это отвечает основным целям, провозглашенным Политбюро ЦК КПК на 2019 год, включая продвижение «передовых производственных технологий», а также «формирование сильного внутреннего рынка».
Ни об одной из этих мер не было сказано ни слова в обращении Си Цзиньпина во вторник. Но они, несомненно, будут включены в план на следующий год после Центральной рабочей конференции, наряду с дальнейшими обещаниями «большей открытости в экономике».
«Китай не может развиваться в изоляции от мира, но и миру необходим Китай для глобального процветания», – сказал Си Цзиньпин.
Из сказанного вполне можно сделать вывод о перспективах «социализма с китайскими особенностями».