По мнению авторитетного американского издания CNBC, глава Китая в своей речи достаточно жёстко ответил на призывы США к изменениям в экономической политике своей страны. За вроде бы "вялой" критикой агентства его выступления очень легко заметить истинные страхи американских властей. Угроза "призрака коммунизма", похоже, в ближайшее время вновь станет основным лейтмотивом критики экономической политики Китая в видении США.
Во вторник утром глава Китая Си Цзиньпин выступил в Пекине с обращением к нации в честь сорокалетия «реформ и открытости», то есть запуска глобальных экономических преобразований. Его речь была посвящена тому, как коммунистическая партия Китая вела страну к ее экономическим успехам.
Си Цзиньпин подчеркнул право страны продолжать собственный путь вперед. В обращении, которое длилось почти полтора часа, он вообще не упомянул торговую войну с США и сделал только отсылку на те рыночные цели проводимых реформ, которые обсуждали подробно предыдущие выступающие, пишет CNBC.
Такая идея прогресса, считает американское издание, контрастирует со всё более громкими требованиями других стран уменьшить государственное вмешательство в китайскую экономику. Это может иметь существенные последствия для достижения торгового соглашения с США после окончания 90-дневного перерыва во взаимном повышении таможенных пошлин.
"Никто не в состоянии диктовать китайскому народу, что должно или не должно делать. Последние 40 лет красноречиво доказывают, что путь, теория, система и культура социализма с китайскими особенностями, впервые заявленные на 3-м пленарном заседании 11-го Всекитайского съезда (коммунистической партии Китая) представителями китайского народа от всех этнических групп под руководством компартии Китая, являются полностью правильными. Что теоретическая линия компартии Китая и политика, которые она проводит с начала реформ, полностью верны. Мы будем решительно реформировать то, что должно и может быть реформировано, и не делать никаких изменений там, где не должно и не может быть каких-либо изменений", - сказал глава Китая.
По его словам, цели реформ и пути их реализации должны быть совместимы с общими целями совершенствования системы социализма с китайскими особенностями и модернизации китайской системы управления и роста её потенциала.
"Последние 40 лет красноречиво свидетельствуют о том, что развитие Китая дает успешный опыт и предлагает яркие перспективы для других развивающихся стран на пути к открытым рыночным отношениям", - добавил Си Цзиньпин.
Он отметил быстрый рост Шэньчжэня (город рядом с Гонконгом) и других прибрежных городов, вступление Китая во Всемирную торговую организацию, расширение инициативы "Один пояс и один путь", промышленную политику «Сделано в Китае 2025», «создание зон свободной торговли» и проведение первого китайского Экспо (международной выставки) импортных товаров в ноябре 2018 года.
40 лет реформ
В Китае 18 декабря отмечается начало пути к «реформам и открытости», то есть великих изменений в структуре экономики и производительности труда. Их объявил в 1978 году Дэн Сяопин, при котором страна сделала первые шаги к будущей технологической и промышленной мощи. Реформы дали значительное послабление частному капиталу и позволили иностранным компаниям получить ограниченный доступ к китайскому рынку. Они помогли вытащить более 700 млн китайцев из нищеты и превратить Китай во вторую экономику мира после Соединенных Штатах (по паритету покупательной способности – в первую).
Во время церемонии во вторник Пекин озвучил имена 100 "пионеров реформ" и 10 лауреатов медали «Дружбы Китая» (высшая награда для иностранцев). Среди названных имен и лауреатов были: основатель Alibaba Джек Ма, генеральный директор Tencent Пони Ма, бывший игрок NBA баскетболист Яо Минг, бывший генеральный директор AIG Морис "Хэнк " Гринберг и Клаус Шваб, основатель Всемирного экономического форума, который проводит ежегодные конференции в Давосе (Швейцария) и Китае.
"Сокрушительная победа" над коррупцией
Си Цзиньпин заявил, что антикоррупционная кампания принесла «сокрушительную победу» над этим позорным явлением. Сила закона значительно окрепла и может обеспечить институциональные и юридические гарантии для дальнейшего развития. Лидер Китая также объявил о значительном прогрессе в области прав человека и призвал к дальнейшему улучшению демократических институтов.
Многие за пределами Китая, отмечает CNBC, ставят под вопрос эти заявления в отношении прав человека. В августе Организация Объединенных Наций сообщила, что Китай держит до 1 млн представителей этнических меньшинств в провинции Синьцзян в политических «Лагерях перевоспитания».
И, что важно в контексте будущих торговых переговоров между США и Китаем, критики говорят, что Китай не достиг бы своего экономического успеха без кражи интеллектуальной собственности и подрыва глобальных рыночных сил при государственной поддержке. Они добавляют, что Пекин получил пользу от вступления во Всемирную торговую организацию в 2001 году, но не выполнил обязательств по сокращению государственного контроля.
После того, как Си Цзиньпин занял пост в 2012 году, первоначальная политика Пекина была более ориентированной на рынок. Но в последние годы направление изменилось, и реформа не продвигается вперед в восьми из десяти областей, отслеживаемых «Китайской информационной панелью», совместным проектом Института социальной азиатской политики и исследовательского центра Rhodium Group.
Ведущая роль Компартии Китая
На протяжении всей своей речи Си Цзиньпин подчеркивал значение централизации и консолидации Коммунистической партии для всех будущих реформ и отмечал, что "централизованное единое руководство партии" контролировало экономическую трансформацию в последние 40 лет. Он закрыл свое выступление, подчеркнув приверженность пути «реформ и открытости», улучшение жизни китайского народа и создание «экономического чуда, которое действительно впечатлит весь мир».
В этом году Си Цзиньпин отменил ограничение по времени пребывания на посту главы коммунистической партии Китая, подчёркивает CNBC. В Конституцию Китая также была добавлена статья «Мысли Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новой эре", после соответствующих статей с заветами Мао Цзэдуна и дополнениями Дэна Сяопина.
Давление США
Между тем президент США Дональд Трамп наращивает давление на Китай путём ввода тарифов на основную часть китайского экспорта в Америку, напоминает CNBC. Пекин ответил на это контрпошлинами, и эскалация напряженности в торговле между двумя крупнейшими экономиками мира взволновала глобальные рынки. Трамп и Цзиньпин достигли соглашения о временном прекращении огня в начале этого месяца в Аргентине и договорились начать переговоры о торговой сделке.
Некоторые надеются, что давление Запада будет толкать Китай к ускорению реструктуризации экономики, деталей о которой остро не хватало в речи китайского лидера. Вполне возможно, что Си Цзиньпин не хочет сказать слишком много перед дальнейшими раундами переговоров с Соединенными Штатами. Другие подробности об экономической политике Китая могут появиться на предстоящей на этой неделе в Пекине конференции «Центральная экономическая работа», очень ожидаемом ключевом совещанием ведущих партийных и бизнес лидеров.
Но националистические тона Си Цзиньпина, кажется, не оставляют конференции много места для нахождения баланса между двумя целями: заключением торговой сделки с США, с одной стороны, и сохранением лица на фоне давления США, с другой стороны. Таким образом, он, вероятно, направляет Китай на курс, который идет вразрез с ожиданиями все более критически настроенных США. Лучшим примером такого настроения администрации Дональда Трампа можно считать речь вице-президента США Майка Пенса.
Nota bene
На фоне развития тесных отношений России и Китая, что выразилось, например, награждением президента РФ Владимира Путина упомянутой высшей наградой для иностранцев в июне 2018 год, всем россиянам, вероятно, можно рекомендовать обновить знания об отечественной истории. В прикладном смысле – прочитать или перечитать учебник «История ВКП (б). Краткий курс», составленный при непосредственном участии товарища Сталина в 1938 году (секретарь ЦК ВКП (б)). Логика коммунистов во все времена почти одинакова. Иногда они терпят НЭП, но никогда не забывают про конечную цель – достижение «коммунизма».
Без этого общаться с китайским товарищами и понимать, о чём они вещают, порой затруднительно, что хорошо видно на примере американского CNBC. Выражаясь немного вульгарно, но объективно, американцы не совсем «въезжают в тему», ошибочно выискивая намёки не там, где они кроются, и воспринимая коммунистов такими же людьми, как и представителей капитализма. Они не могут отделить обязательные для коммунистов танцы вокруг да около «великой истории компартии Китая или СССР», которые порой важнее практических действий, в плане поддержания властного авторитета, от «реальных заявлений» в области социалистической экономики. Кстати, китайский эгоцентризм может быть ещё похлеще трамповской концепции "America First".
Цзиньпин, похоже, в честь праздника вообще не желал говорить о прикладных проблемах, а говорил о достижениях, включая искоренение коррупции, что является очевидным, но необходимым преувеличением. Хотя, признает SULARU, многие западные эксперты ожидалиот него «прорывных» заявлений после заключения пресловутого 90-то дневного перемирия в торговой войне, так как очень боятся последствий торговой войны для развитых стран. Но США уже де-факто нарушили перемирие, совершив провокацию и арестовав руками канадцев финансового директора китайского гиганта Huawei.
Зато Цзиньпин в лучших традициях коммунистического лидера прошелся по мировому империализму, который препятствует счастливому процветанию Китайской народной республики и народа, под руководством сильной и единой компартии Китая. Он чётко обозначил курс на объединение нации перед угрозой внешних шоков, готовя граждан к возможным тяжёлым временам.
Опять немного вульгарно, но также объективно стоит заметить, что целью коммунистов во все времена являлось удержание власти. Поэтому до определенных границ Цзиньпину наплевать на мнение американцев. Если обстоятельства вынудят пойти на временные уступки классовым врагам, то коммунисты на них пойдут. Так в 2002 году Китай в лице Цзяна Цзэминя признал, что капиталисты могут быть членами компартии (теория "О трех представителях"), если они искренне помогают строить социализм. Это была очень оригинальная интерпретация заветов Мао Цзэдуна, который, несомненно, не один раз перевернулся в гробу. В Советской России подобным примером было заключение похабного «Брестского мира» ради сохранения всё той же власти.
Изменения 2002 года потребовались китайской стороне для расширения технологического сотрудничества с Западом. Так проще получить доступ к результатам НИОКР, как в плане создания совместных предприятий на территории КНР с лучшими западными компаниями, так и в плане упрощения заимствований технологий через культурный обмен учёными и шпионами стран с развитыми экономиками. Развитые страны такое поведение почему-то считают «агрессией», хотя сами они с начала потепления отношений с Китаем посылали туда толпы таких же ученых и шпионов.
Кстати, когда речь заходит о горизонте планирования в Китае, то это не один год и даже не десятилетие. Поэтому, когда SULARU пишет о «временных уступках», то это не означает, что политика компартии Китая "капитализацию" социалистической экономики скоро отменит. Нет, ведь сами по себе капиталисты угрозу власти коммунистов Китая пока не несут. Наоборот, они сделали всё для укрепления её авторитета, обеспечив условия для достижения среднего ежегодного экономического роста за последние 40 лет на уровне 9,5%. Согласно «правилу 72», время удвоения показателя равно результату деления 72 на темпы роста. Таким образом, Китайская экономика удваивалась каждые 8 лет. SULARU напоминает, что рост экономики России по итогам 2018 года ожидается на уровне 1,8%, а в 2019 году - 1,3-1,5%,
И тут для китайцев есть "вилка" решений. Или НЭП "в китайской интерпретации" отменят, если угроза капиталистической контрреволюции появится. Или следующий глава компартии выдвинет теорию, что коммунизм - это синтез капитализма с социалистическим лицом на фоне окончательной победы над империализмом, который был атавизмом колониальной системы первой половины XX века и отравлял настоящий предпринимательский потенциал, который несёт капитализм. SULARU уверено, что если такую чушь скажет ГЛАВА компартии Китая, то можно не сомневаться, что она «прокатит» у подавляющего большинства китайцев.
Conclusio
Как говорил Черчилль по поводу стремительного взятия Порт-Артура советскими войсками в 1945 году: «Компартия – лучшая замена ВМФ». Если учесть, что флот – это краса и гордость «Коварного Альбиона», то слова «хитрого лиса» и «толстого борова» (характеристика сторонников и противников политика соответственно) значат немало. Он, считает SULARU, в частности подразумевал, что компартия под руководством умного и жёсткого лидера имеет огромный потенциал «прорыва» в достижении своих целей за счёт консолидации ресурсов .
Си Цзиньпин таким и является, поэтому Китай несомненно станет первой экономикой мира не только по паритету покупательной способности, но и по номиналу. Его может остановить, пожалуй, только экономическая блокада всех развитых стран, которые испугаются проявившейся «экономической агрессии» Поднебесной. Но это совершенно невероятный сценарий, который приведёт к депрессии в самом развитом мире. Такой, что политики, которых выбирают раз в четыре года, позволить себе не могут.