Пенсионная дактилоскопия и другие безумства

Пенсионная дактилоскопия и другие безумства

 

Слухи о том, что с 2019 года старикам придется сдавать отпечатки пальцев чтобы и дальше получать свою копеечную пенсию, оказались несколько преувеличенными. И то по техническим причинам – желание такое у правительства есть, а техники для всеобщего дактилоскопирования 11 млн. украинских пенсионеров – нет. Но и без этого будущий год не обойдется без парада идиотизмов, связанных с контролем уплаты ЕСВ и верификацией пенсионеров.

 

 

 

Говорят, чем бы дитя не тешилось, абы не плакало. Но Кабмин в своих развлечениях, похоже, перешел границы разумного. Уже со следующего года в Украине предлагается ввести тотальную верификацию получателей пенсий и социальных пособий.

По итогу такой проверки человека могут лишить выплат, урезать их размер и даже заставить вернуть деньги, полученные в прошлые годы. Это называется ретроспективной верификацией: проверке подлежат даже те выплаты, которые были прекращены три года назад.

Одновременно будет пересмотрена стратегия взимания с предприятий единого соцвзноса (ЕСВ). Предлагается передать этот кусок доходов в руки Пенсионного фонда и даже создать в его составе ревизионное подразделение по типу налоговой милиции. Такая себе пенсионная полиция с широкими полномочиями.

Обсуждается даже идея предоставить “пенсионным полицейским” право оценивать зарплату сотрудников и руководителей того или иного предприятия “на глазок”. И, если им покажется, что официальная зарплата персонала занижена, потребовать доплаты ЕСВ с суммы, скажем, вдвое больше. Маразм? Да. И притом не единственный. Но чего не сделаешь, чтобы залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда в 167 млрд. грн.

Теперь о возможных нововведениях в деталях. Начнем с наиболее животрепещущего вопроса — отпечатков пальцев. Последние несколько дней Интернет буквально сотрясает лавина сообщений о том, с нового года пенсионеров ожидают массовые сверки данных в региональных подразделениях ПФУ, взятие отпечатков пальцев, замена пенсионных удостоверений и необходимость раз в полгода являться в собес или банк и лично заполнять регистрационную карточку.

Объяснение, которое дают представители власти, умиляет своей тактичностью: “эта мера направлена против мошенников, получающих пенсии за умерших, и пенсионеров, якобы зарегистрированных в Украине, но фактически проживающих на временно неконтролируемых территориях”.


Что же касается отпечатков пальцев, то этот увлекательный ритуал ожидает пока лишь новых пенсионеров: тех, кто выходит на заслуженный отдых с 2019 года. А так же тех, кому нужно заменить старое пенсионное удостоверение на новую ID-карту. Обязательной фотосъемке подлежат и лица, попавшие в маховик верификации


С нового года получателям пенсий на дому должны доставлять деньги только по месту регистрации (прописки). Если предположить, что старик живет не в хате, где он прописан, а в квартире у своих детей, то пенсию ему не дадут. Или придется отказываться от наличных в пользу карточки.

Ситуация с пенсионерами, проживающими на так называемой неподконтрольной территории, вообще попахивает особым цинизмом. Это самая обездоленная и уязвимая категория, не по своей воле оказавшаяся в адских условиях. Не они начали войну. Но почему-то именно их с особой жестокостью наказывают, можно сказать, добивают, уже не первый год пытаясь лишить копеечных выплат. И кажется в 2019-ом это, наконец, получится.

Специально для “прифронтовых пенсионеров” придуманы более строгие правила получения денег по доверенности. Сейчас по доверенности, заверенной у нотариуса, пособие могут забрать близкие, родные или даже знакомые. Для этого нотариус может единожды заехать в ОРДЛО, оформить несколько десятков доверенностей на ходячих стариков, которые ездят через пункты пропуска на “большую землю” и получают выплаты на всех знакомых.

В правительственных новациях уже потребуется личное присутствие представителя Пенсионного фонда при оформлении долгосрочных доверенностей. Понятно, что он тут же зафиксирует фактические место жительство пенсионеров “по ту сторону границы” и подаст на лишение их пенсий.

Что же касается отпечатков пальцев, то этот увлекательный ритуал ожидает пока лишь новых пенсионеров: тех, кто выходит на заслуженный отдых с 2019 года. А так же тех, кому нужно заменить старое пенсионное удостоверение на новую ID-карту. Обязательной фотосъемке подлежат и лица, попавшие в маховик верификации.

Каким образом, будут “отрабатывать” пожилых людей, которые прикованы к постели или просто с трудом передвигаются, чиновники еще не думали. Зато поделились с журналистами своими шизофреническими изысканиями, что неплохо было бы провести тотальное переоформление пенсионных удостоверений с фотографированием на месте и снятием отпечатков двух пальцев рук (почему двух, загадка, – автор) дабы избежать получения пенсий по чужим документам или за умершего.

Юристы, с которыми мы консультировались, говорят, что это “кромешный бред”. Потому что после смерти пенсионера его документы (паспорт и идентификационный код) аннулируются, ЗАГС подает информацию в собес, а тот в ПФУ. И выплаты прекращаются. Чтобы и дальше получать пенсию за умершего, надо не регистрировать его смерть и не хоронить покойника, как минимум на официальных кладбищах. Такие случаи возможны, но они единичны. И на 167-миллиардную дыру в Пенсионном фонде не влияют.

 

Планируется, что в неком месте под условным названием Информационно-аналитическая платформа будут аккумулироваться все данные плательщика налогов: место проживания, состав семьи, банковские счета и передвижение средств на них, наличие недвижимости, земельного участка, автомобиля, операции с ними и проч.


Но власть, похоже, окончательно сошла с ума на почве бюджетного дефицита и готова тратить непомерные усилия и финансовые ресурсы на игры в верификацию. С этой целью сейчас разработаны и частично утверждены Кабмином несколько законопроектов, которые в скором будущем поступят в Верховную Раду. Параллельно правительство пытается принять как можно больше нормативных актов своими силами, там где ему позволяют границы полномочий.

В частности, Министерством финансов подготовлен проект закона «О верификации и мониторинге государственных выплат». Этот тот проект, который содержит упомянутую выше ретроспективную верификацию, позволяющую запустить механизм взыскания всех некорректно полученных в прошлые годы выплат. Кроме этого, там есть «поточная» и превентивная формы верификаций.

Планируется, что в неком месте под условным названием Информационно-аналитическая платформа будут аккумулироваться все данные плательщика налогов: место проживания, состав семьи, банковские счета и передвижение средств на них, наличие недвижимости, земельного участка, автомобиля, операции с ними и проч.

Управлять этой базой данных должен специальный новый орган, который пока тоже никак не наречен и в законопроекте обозначен просто как... орган. Но подчиненный Минфину. Почему именно Минфину, а не ГФС? Наверное, потому, что министерство разработало законопроект “под себя”.

И все это, невзирая на оговорки Конституционного Суда Украины, который не так давно признал неконституционными некоторые положения Бюджетного кодекса, предоставляющие Минфину право получать информацию, содержащую персональные данные.

Аналогичную базу данных хочет иметь у себя Минсоцполитики. Для этого оно подготовило проекты двух законов:

а) "О внесении изменений в статью 291 Налогового кодекса Украины относительно уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование";

б) “Об усовершенствовании функционирования системы обязательного государствннного социального и пенсионного страхования, повышения качества администрирования и дисциплины уплаты Единого социального взноса”. Этот проект 14 ноября Кабмин поддержал на своем заседании.

 

 

Ну что тут скажешь... Вспоминается поговорка об игре, которая стоит свеч. В случае с верификацией пенсионеров, правительству скоро понадобятся “свечи” от геморроя, в который оно само себя вовлекает. Может, пора подумать о психиатрической экспертизе законодательных инициатив власти?


Согласно первому проекту, предусматривается установить, что плательщиками единого налога первой-третьей и четвертой групп не могут быть субъекты хозяйствования, которые по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеют недоимку по ЕСВ. Более того, за неуплату ЕСВ единоналожника могут временно лишить права управлять транспортным средством и выезжать за границу.

Второй проект предполагает, что руководители предприятий должны уплачивать ЕСВ исходя из зарплаты в размере, как минимум, двух минималок. Т.е. директор может получать 4200 грн в месяц, а вот ЕСВ обязан платить с 8400 грн.

Но это еще не все. Во втором законопроекте написано то, о чем мы рассказывали выше – передача администрирования ЕСВ от налоговиков Пенсионному фонду и “пенсионная полиция” – специальное подразделение, которое будет ездить с проверками по предприятиям и кошмарить бизнес.

Вопрос: зачем размер единого соцвзноса в 2016 году с реформаторским пафосом и вопреки мнению МВФ снизили со 34,7% до 22%? Стоило это делать тогда, чтобы сейчас устраивать подобный цирк?

Более того, все здравомыслящие эксперты в один голос повторяют, что залатать подобным образом заложенный в бюджете дефицит ПФУ в размере 167 млрд. грн. (реальный, скорее всего, будет еще на 10-20 млрд. грн. выше) не удастся.

Но на создание новых бюрократических структур, передачу функций от одного ведомства к другому, на бессмысленные ревизии и беспощадные верификации, будет потрачена уйма сил, времени и средств, которые можно было бы употребить на облегчение жизни пенсионеров.

Однако, власть настолько увлеклась шизофренией наведения пенсионного порядка, что даже не испугалась крайне негативной реакции общества на разговоры о снятии отпечатков пальцев с пенсионеров.

Спросите, какой же финансовый эффект от перечисленной выше возни ожидается? Вы будете смеяться, но все это затевается ради... 3,4 млрд. грн. Именно такую сумму назвал министр соцполитики Андрей Рева.

P.S. Ну что тут скажешь... Вспоминается поговорка об игре, которая стоит свеч. В случае с верификацией пенсионеров, правительству скоро понадобятся “свечи” от геморроя, в который оно само себя вовлекает. Может, пора подумать о психиатрической экспертизе законодательных инициатив власти?