Вашингтон даже не догадывается, как ответит Пекин на арест финансового директора Huawei
На фото: главный финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу, центр, покидает свой дом в Ванкувере
Рон Анз
Как знают многие мои читатели, я не расслабленный политический блогер и предпочитаю производить, скорее, пространные исследовательские статьи, а не следовать вдогонку за заголовками статей о текущих событиях. Но у всякого правила есть свои исключения, и нависающая опасность прямого глобального столкновения с Китаем — одно из них.
Посмотрите на арест Мэн Ваньчжоу, финансового директораHuawei, крупнейшего в мире производителя телекоммуникационного оборудования. Перелетая из Гонконга в Мексику, г-жа Мэн совершала пересадку с рейса на рейс в международном аэропорту Ванкувера, когда ее внезапно задержали канадские власти по американскому ордеру, выданному в августе. И хотя сейчас ее выпустили под залог в 10 миллионов долларов, ей все еще грозит экстрадиция в суд города Нью-Йорк, где она может получить до 30 лет тюремного заключения в федеральной тюрьме за якобы имевший место в 2010 году заговор с целью нарушения односторонних американских торгово-экономических санкций против Ирана.
И хотя наши мейнстримовские СМИ, конечно же, освещали эту историю, в том числе на первых страницах New York Times и Wall Street Journal, я сомневаюсь в том, чтобы большинство американских читателей полностью отдавали себе отчет в серьезности этого международного инцидента или осознавали его потенциал по изменению течения мировой истории.
Как отметил один ученый, так сильно китайские власти и население страны не были возмущены никаким другим событием с того момента, когда в 1999 году Америка осознанно и целенаправленно разбомбила китайское посольство в Белграде и когда погибли несколько китайских дипломатов. Профессор Колумбийского университета Джефри Сакс верно охарактеризовал это событие как «почти что объявление Соединенными Штатами войны предпринимательскому сообществу Китая».
Такая реакция неудивительна. При ежегодном доходе в 100 миллиардов долларов США, в рейтинге крупнейших и наиболее передовых производителей телекоммуникационного оборудования Huawei стоит на первом месте. Это — самая успешная в международном масштабе и самая престижная компания Китая. Г-жа Мэн не только обладающий большим стажем топ-менеджер этой компании, но и дочь ее основателя Жэнь Чжэнфэя. Его огромный предпринимательский успех сделал его национальным героем Китая.
Задержание г-жи Мэн в канадском аэропорту по мутным обвинениям в нарушении американских санкций почти равносильно взятию в заложники. Один журналист задался вопросом о том, как среагировали бы американцы, если бы Китай задержал исполнительного директора Facebook Шерил Сэндберг за нарушение какого-нибудь китайского закона… особенно, если она была бы еще и дочерью Стива Джобса.
На самом деле, самая близкая аналогия, которая приходит мне на ум, это когда саудовский наследный принц Мохаммед бин Салман в начале этого года взял в заложники премьер-министра Ливана и удерживал его в плену. Позднее он с большим успехом проделал то же самое с сотнями своих самых богатых саудовских подданных, вымогательством изъял у их семей примерно 100 миллиардов долларов США в качестве выкупа от их семей перед тем, как, в конце концов, отпустить их на свободу. Затем он, возможно, превзошел самого себя, когда был убит и расчленен в саудовском диппредставительстве Джамаль Хашогги, колумнист Washington Post.
Фактически, нам надо благодарить принца Мохаммеда, поскольку, не будь его, самой безумной властью на свете была бы власть американская. А сейчас первое место мы просто делим вдвоем.
После окончания холодной войны, сочтя себя Верховным Гегемоном Мира, американская власть становилась все более и более безумной. В итоге, местные американские суды начали вводить гигантские финансовые наказания в отношении иностранных государств и их ведущих корпораций. И я подозреваю, что остальному миру начинает надоедать такое наглое поведение. Не исключено, что так действовать все еще можно в отношении покорных государств-вассалов в Европе. Но, по моим объективным оценкам, уже несколько лет тому назад размер реальной экономики Китая уже превзошел аналогичный показатель США и сейчас его превосходит существенно. А еще размер реальной экономики у Китая растет гораздо большими темпами, чем у США. Наши совершенно бесчестные мейнстримовские СМИ регулярно скрывают эту реальность. Но, все равно, эта реальность остается реальностью.
Провоцирование разрушительной глобальной конфронтации с мощным Китаем путем задержания и помещения в тюрьму одного из топ-менеджеров ведущей технологической компании напоминает мне один комментарий, который я сделал несколько лет назад о поведении Америки, находящейся под управлением ее нынешних политических элит: «Используя резкую биологическую метафору, задумайтесь о бедной собаке, зараженной вирусом бешенства. У этого вируса, наверное, нет никакого мозга, а вес его тела, возможно, всего одна миллионная часть от веса организма-хозяина. Но когда он захватывает контроль над центральной нервной системой, то животное, его большой мозг и все остальное становятся беспомощной марионеткой. Собака, бывшая когда-то дружелюбной, бегает, брызжа из пасти пеной, лая на небеса и стараясь покусать всех животных, до которых она может дотянуться. Друзья и родственники печалятся по поводу его трагической судьбы, но стараются держаться от нее подальше, надеясь не заразиться — до тех пор, пока не происходит неизбежное и бедная собака, в конце концов, не станет корчиться в конвульсиях и не издохнет».
Нормальные страны — такие, как Китай, — естественно, исходят из того, что другие страны — такие, как США, — тоже будут себя вести нормально. Они ошарашены и шокированы задержанием г-жи Мэн, что, конечно, отсрочило эффективный ответ с их стороны. В 1959 году вице-президент Ричард Никсон посетил Москву и принял участие в ставшем знаменитым горячем «споре на кухне» с председателем правительства Никитой Хрущевым по поводу достоинств коммунизма и капитализма. Интересно, какой бы была американская реакция, если бы Никсона немедленно арестовали и дали 10 лет Гулага за «антисоветскую агитацию и пропаганду»?
Поскольку естественной реакцией на международный захват заложников является ответная мера в виде международного же захвата заложников, то газеты стали сообщать о том, что топ-менеджеры американских корпораций отменяют свои поездки в Китай до тех времен, когда этот кризис будет разрешен. Сейчас General Motors продает в Китае автомобилей больше, чем в США. Китай, кроме того, является производителем практически всех наших iPhone"ов, но собственники и топ-менеджеры этой корпорации вряд ли в ближайшем будущем посетят Китай. Точно так же не станут подвергать себя риску попасть в тюрьму топ-менеджеры Google, Facebook, Goldman Sachs и ведущих студий Голливуда.
Власти Канады арестовали г-жу Мэн по американскому ордеру, и газеты сообщают, что бывшего канадского дипломата внезапно арестовали в Китае, скорее всего, в качестве мелкой разменной монеты — с целью побудить канадцев освободить г-жу Мэн. Но я сомневаюсь в том, чтобы такие меры возымели серьезный эффект. Поскольку мы не соблюдаем традиционную международную практику и приняли Закон Джунглей, то очень важно осознать и признать подлинные рычаги власти и контроля. С этой точки зрения Канада в этом вопросе просто действует как политическая марионетка Америки. Возымеет ли какой-то эффект угроза в отношении марионетки, а не кукловода?
Почти все топ-менеджеры ведущих технологических корпораций Америки уже довольно враждебно настроены по отношению к администрации Трампа. И — даже если это было бы возможно — задержание одного из них вряд ли тронуло бы наше политическое руководство. Пусть в меньшей степени, но это же верно и в отношении подавляющего большинства высшего руководства корпораций Америки. Не они заказывают музыку в нынешнем Белом доме.
В самом деле, не является ли сам президент Трамп не более чем высокопоставленной марионеткой в решении этого очень опасного вопроса? Мир во всем мире и интересы американской национальной безопасности приносятся в жертву с тем, чтобы строго реализовывать международную санкционную кампанию израильского лобби против Ирана. И нам вряд ли стоит удивляться тому, что советник президента по национальной безопасности Джон Болтон, один из наиболее экстремистски настроенных произраильских фанатиков, лично дал зеленый свет на этот арест. Между тем, имеются заслуживающие доверия сообщения о том, что сам Трамп остается совершенно не в курсе этих опасных планов, хотя в тот самый день, когда задерживали г-жу Мэн, у него с Председателем КНР Си Цзиньпином была личная встреча, посвященная торговым вопросам. Кое-кто даже предположил, что этот инцидент был преднамеренной пощечиной Трампу.
Однако участие Болтона в этом вопросе подчеркивает то, что центральная роль в инциденте принадлежит его давнишнему партнеру, мультимиллиардеру магнату казино-бизнеса Шелдону Эделсону. Его громадное влияние внутри республиканских кругов было всегда сосредоточено на проведении произраильской политики и на враждебном отношении к Ирану, региональному сопернику Израиля.
И хотя совершенно неясно, играл ли весьма престарелый Эделсон какую-либо прямую роль в аресте г-жи Мэн, его наверняка следует рассматривать в качестве центральной фигуры в формировании того политического климата, который и привел к нынешней ситуации. Возможно, его не следует характеризовать как верховного кукловода, стоящего за кулисами нынешнего столкновения с Китаем, но любые политические кукловоды такого рода, конечно же, осуществляют свои операции с его непосредственного ведома и одобрения. Они у него просто на побегушках. В самом буквальном смысле, я подозреваю, что если бы Эделсон просто позвонил в Белый дом, то администрация Трампа приказала бы Канаде освободить г-жу Мэн в тот же самый день.
Состояние Эделсона в 33 миллиарда долларов США ставит его в рейтинге самых богатых людей Америки на 15-е место. Большая часть его состояния основывается на владении крайне доходных казино в Макао (Китая). Практически, китайские власти в настоящее время держат свои руки на финансовом горле того человека, который в конечном счете ответствен за арест Мэн. А его произральские марионетки в значительной степени контролируют американскую внешнюю политику. Я глубоко сомневаюсь в том, чтобы китайские власти полностью осознавали наличие этого громадного, еще нераспечатанного, источника политического влияния.
На протяжении нескольких лет многие казино Эделсона в китайском Макао в качестве участников фигурировали в разного рода скандалах, связанных со взяточничеством. И я подозреваю, что китайским властям было бы очень несложно изыскать разумные основания для того, чтобы немедленно их прикрыть, по крайней мере, на временной основе. Эта мера не имела бы никаких негативных откликов внутри китайского общества или основной массы китайского населения. Да, и международное сообщество было бы не в состоянии жаловаться на закрытие китайскими властями некоторых из их собственных местных казино, за которыми стоит широко известный список официально зафиксированного взяточничества и иной криминальной деятельности. В худшем случае, другие магнаты казино не захотели бы в будущем инвестировать в создание новых казино в Китае. Но это вряд ли представляло бы собой угрозу для антикоррупционной политики Председателя Си.
Я не получил образования в сфере финансов и не пытался оценить точный эффект от временного закрытия китайских казино Эделсона. Но я не удивился бы, если в результате этой меры на фондовых биржах обрушились бы цены на бумаги корпорации Las Vegas Sands Corp, а его личное состояние сократилось бы на 5−10 миллиардов долларов в течение 24 часов. Конечно же, эта мера немедленно привлекла бы персональное внимание Эделсона. Между тем, угроза полного закрытия казино, с возможным распространением этой меры на Сингапур, где сильно влияние Китая, и аналогичные шаги можно было бы применить и в отношении других казино, принадлежащих другим фанатично произраильски настроенным американским миллиардерам, которым принадлежат доминирующие позиции в китайском Макао.
Пирамида политических марионеток, ответственных за внезапное задержание г-жи Мэн, конечно же, сложна и мутна. Но китайское государство уже располагает абсолютной властью над финансовой жизнью и смертью Шелдона Эделсона — человека, стоящего на самой вершине этой цепи. Если Китай осознает эту свою власть и примет эффективные меры, то г-жа Мэн немедленно будет посажена на самолет, вылетающий домой, и, к тому же, с глубочайшими международно-политическими извинениями. А нападки против Huawei, ZTE и других китайских технологических компаний в будущем никогда не повторились бы.
На самом деле, в этой международной партии в политический покер у Китая на руках Королевский Флаш*. Вопрос заключается в том, осознает ли он ценность того, что держит в своих руках. Надеюсь, что китайцы осознают это ради Америки и всего мира.
Автор: Рон Анз — Ron Keeva Unz — род. 20.09.1961 г. в еврейской семье, говорящей на идише. Бывший бизнесмен. Наибольшую известность получил, когда в 1994 году предпринял попытку избраться на должность губернатора штата Калифорния. С марта 2007 г. по август 2013 г. издавал The American Conservative. В настоящее время издает The Unz Review: An Alternative Media Selection: A Collection of Interesting, Important, and Controversial Perspectives Largely Excluded from the American Mainstream Media.
Перевод Сергея Духанова.
Публикуется с разрешения издателя.
* Royal Flush — Королевский флаш (Роял флаш) — высокий стрейт с тузом (туз, король, дама, валет, десятка) одной масти. Это возможная лучшая комбинация в покере.