Помните, некоторое время назад в американской прессе была утечка, что США якобы готовят экстрадицию Гюлена в Турцию в обмен на "понимание" Турции в деле Хашогги, которое администрация Белого Дома под давление саудовских и израильских лоббистов пыталась замять.
Госдеп через некоторое время объявил эту утечку фейком, а потом боты бегали в комментариях с криками "вы все придумали".
Ну так вот.
Министр иностранных дел Турции на саммите в Дохе сегодня разоткровенничался перед журналистами.
Согласно заявлениям Чавушоглу:
1. Во время аргентинских переговоров между Трампом и Эрдоганом, Трамп уведомил Эрдогана, что США ведут проработку вопроса экстрадиции Гюлена в Турцию и что ФБР уже проводит проверку на предмет "уклонения Гюленом от уплаты налогов" (ха-ха). Эрдоган в ответ заявил Трампу, что все это очень хорошо, но Турция ждет от США конкретных шагов, а не очередных разговоров. Таким образом, Чавушоглу фактически подтвердил, что Гюлен стал предметом торга между США и Турцией в связи с делом Хашогги. Стоит помнить, что несколько ранее США отказались менять Гюлена на пастора Брансона (замешенного в деле о подготовке переворота с целью свержения Эрдогана) и добились от Турции освобождения пастора. Турция сейчас пытается использовать свои козыри связанные с тем, что МБС попал к Эрдогану на крючок, чтобы не только получить отступные от Эр-Рияда, но и добиться уступок от США, вероятность чего возросла после принятие Сенатом США резолюции осуждающей МБС за организацию убийства Хашогги.
2. Кроме того, Трамп в своей беседе с Эрдоганом заявил, что администрация Белого Дома рассматривает вопрос о скором выводе американских оккупационных войск из Сирии. Опять же, это только слова Трампа, которые он повторяет уже не первый раз, правда на этот раз это было не выступление на публику, а сообщение для Эрдогана. Другой вопрос, что значительная часть американского военно-политического истеблишмента, а также часть окружения Трампа (во главе с Болтоном и израильским лобби) резко против ухода из Сирии, пытаясь сделать генеральной целью оккупации Сирии "противодействие Ирану", на чем настаивает Израиль. В результате, даже если Трамп и часть его окружения всерьез хотят убрать войска из Сирии, далеко не факт, что у них получится это сделать по целому ряду внутриполитических причин.
3. Турция готова восстановить отношения с Асадом, если после проведения процесса межсирийского урегулирования и выработки новой Конституции (которую должны создать сами сирийцы), Асад победит на свободных и демократических выборах. Фактически, Турция официально признает, что Асад может остаться не только на этапе переходного периода, но и после, если он выиграет выборы, что весьма вероятно. Ранее, турецкий МИД избегал столь далекоидущих преподоложений на предмет будущего Асада. Предположу, что за этим заявлением кроется длительная работа России и Ирана по нормализации отношений между Сирией и Турцией, которая проходит по линии непубличных консультаций между представителями сирийских и турецких спецслужб в Дамаске и Тегеране. Боевики ССА остались не очень довольны таким поворотом дел - теперь Турции припоминают заявления 2013-2015 годов, где Эрдоган и его министры всячески клеймили Асада за "военные преступления" и "геноцид", а теперь готовы работать с ним после выборов. Пора бы уже привыкнуть, что Турция при необходимости, достаточно легко может совершить поворот "все вдруг".
Все эти заявления, последовали спустя 3 месяца после Сочинской сделки.
Если посмотреть на ее итоги, то:
1. Интенсивность боевых действий снизилась, но полностью боевые действия на некоторых участках не прекратились.
2. Создать демилитаризованную зону Турции не удалось - под требования Сочинской сделки в лучше случае подпадает 25-35% линии фронта в Идлибе, Северной Хаме и Северной Латакии.
3. Трасса Хама-Алеппо и Латакия-Алеппо так и не были разблокированы, блокпосты боевиков до сих пор не сняты.
4. Установить полный контроль над боевиками в Идлибе Эрдоган также не смог, подмяв под себя лишь определенную часть группировок, которые ранее ориентировались на Саудовскую Аравию и Катар.
5. Нормализовать ситуацию с терактами, убийствами и вылазками ИГИЛ Турция также оказалась не в состоянии.
В итоге, Турция выполнила в ограниченном масштабе лишь некоторые части сделки, что и обуславливало недавние заявления из Москвы и Дамаска с призывами к Анкаре более активно выполнять свои обязательства. Тем не менее, несмотря на низкие темпы реализации договоренностей, в Москве признали определенный прогресс, но настаивают на том, что Турция должна ускориться, иначе Дамаск решит этот вопрос силовым путем.
В свете подобной ситуации, сирийские и иранские источники указывают на то, что возможная операция Турции в Рожаве, которая в первую очередь направлена против попыток США закрепиться в Сирии, будет платой со стороны Эрдогана за задержку с Идлибом. Россия и Иран заинтересованы в том, чтобы добиться вывода американских войск из северо-восточной Сирии и Ат-Танфа (где не так давно появилась новая российская военная база в районе Заза). Курды должны либо договориться с Асадом, либо их ждет повторение печальных историй с Африном и Киркуком. Иран заинтересован в бесперебойной работе шиитского моста, чему мешает культивация ИГИЛ в Восточной Сирии и американские позиции в провинциях Хасаке и Дейр-эз-Зор. Россия заинтересована в разработке сирийских нефтяных месторождений, причем недавний договор между Дамаском и Москвой ясно указывает на то, что речь идет о нефтяных полях не только в центральной Сирии, но и на восточном берегу Евфрата, что означает наличие ожиданий изменения военно-политической ситуации в северо-восточной Сирии. Драйвером грядущих изменений очевидно готов выступить Эрдоган, который угрожая вторжением в Рожаву либо вынудит курдов договориться с Асадом, либо же осуществит вторжение и все вопросы дальнейшего будущего северо-восточной Сирии будут решаться напрямую с Эрдоганом, а курды лишаться какого-либо голоса в определении будущего Сирии. Предложения курдов передать сирийско-турецкую границу под контроль САА, это часть нарастающего понимания осложняющейся для SDF/YPG стратегической ситуации.
У США есть альтернативный план, связанный с переброской подконтрольных сил Пешмерги из Ирака, чтобы заменить Пешмергой силы YPG на границе и не допустить появления там сирийских сил. Один из руководителей SDF прямо обвинил Россию в том, что она потакает Турции, так как рассчитывает руками Эрдогана извлечь для себя военно-политические выгоды в сирийском вопросе. В тоже время, иракские курды связанные с РПК обвинили в агрессии Турции не Россию, а США, заявив, что это США попустительствуют Эрдогану, который проводит карательные рейды в горных районах Синджара против курдских партизан. Это лишний раз подчеркивает, что курды далеко не монолитны и внутри у них "не все так однозначно".
В свете этого, Россия и Иран на задержку со стороны Эрдогана в Идлибе закрывают глаза, резонно рассчитывая, что действия Турции в Рожаве приведут к желаемым изменениям ситуации с присутствием США в Сирии.
Важный момент - командование ССА заявляет, что готово поддержать операции турецкой армии в Рожаве, даже несмотря на угрозы США в их адрес. О "зеленой революции" речь уже не идет - миньоны Эрдогана готовы и далее обслуживать турецкие интересы, которые в целом ряде случаев пересекаются с интересами союзников Асада. Эрдоган дополнил это прямой угрозой (уже далеко не новой), что если США не уберут из Манбиджа всех боевиков YPG, он введет туда турецкие войска. На моей памяти это уже 4-я угроза такого рода за последний год. Думаю не нужно объяснять, что обострение противоречий между США и Турцией, также выгодно России и Ирану, так как это помогает дальнейшей трансформации региона и ослаблению общего влияния США.
Теперь мяч на стороне курдов и США. Если США не смогут запугать Эрдогана различными карами за вторжение в Рожаву, а курды не договорятся с Асадом, то вторжение выглядит более чем вероятным, при этом Россия и Иран будут наблюдать, а Дамаск ограничится обычными вербальными осуждениями, как это уже было в случае с Аль-Бабом и Африном.