13 декабря в 6 часов 33 минуты утра автоматикой был отключен от сети второй блок Хмельницкой АЭС. Причиной стало повреждение трансформатора подстанции.
Такое, казалось бы, уже рядовое событие. Между тем, украинские эксперты отрасли бьют тревогу. Почему? Они считают, что многие проблемы «Энергоатома», которые власти пытаются скрыть от общества могут прорваться уже в 2019 году…
Стахановские нормы выработки и плевать на безопасность
Именно такие планы перед «Энероатомом» ставят на следующий год в министерстве энергетики Украины. Недавно был опубликован энергобаланс Украины на 2019 год, цифры которого говорят не только о финансовых проблемах в украинской энергетики (причем роль «зеленой» энергетики здесь становится уже довольно значимой), но и том, что крайними в них в приказном порядке назначены именно АЭС.
«700 миллионов киловатт дополнительно – это потребует сдвига ремонтных кампаний. К сожалению, если вовремя не проводить замену оборудования, в частности не реакторного острова, а электротехнического, то такой сдвиг кампании может привести к отказу оборудования второго класса безопасности, которое не влияет на ядерную безопасность, но блок останавливается. И уже такое было, когда дефицит после начала блокады Донбасса, дефицит угля, АЭС работали до 68%, начиная с марта, конца февраля вместе с ГЭС. А потом начались отказы. То есть, это чревато. Если блок останавливается, это значит, он не вырабатывает электроэнергию тоже. То есть, вместо увеличения может быть обратный эффект».
Директор по вопросам информации и связям с общественностью ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная.
О чем говорит эксперт. Увеличение планов по выработке потребует сокращение периодов простоя блоков, то есть уменьшения сроков плановых ремонтов. Так уже пробовали делать в 2015-16 годах, что привело к более частым поломкам оборудования. Мы отлично помним, как один за другим тогда вываливались из сети энергоблоки, что чуть было не привело к блэкауту в энергетике страны. И если бы не перетоки из России, еще неизвестно, чем бы все это закончилось. Но сегодня, в связи с «войной», их нет, а значит повторение ситуации 2015 года может обернуться катастрофой.
При этом Ольга Кошарная обращает внимание на то, что согласно новых планов министерства энергетики в вопросе ценообразования (которое вступит в силу с 1 июля 2019 года), у «Энергоатома» будутотобраны значительные средства, которые компания не сможет пустить на обеспечение технической безопасности и ремонт оборудования:
«Если начнет работать новая модель рынка с июля, то по закону об этом рынке НАЕК «Энергоатом» обязан выкупать весь объем зеленой электроэнергии. По предыдущему прогнозу это нужно было бы 6,5 миллиарда гривен иметь еще в тарифе дополнительно, для того чтобы выполнить эти обязательства. Поэтому сейчас утвердят, наверняка, на уровне 57 копеек за кВт-час. То есть, дефицит в тарифе уже и по закупке топлива будет, и по ремонтным работам, и по всему. И еще хотят объем увеличить. Это убивает отрасль просто».
То есть на атомщиков в приказном порядке вешают ту самую «зеленую» электроэнергию, которую они теперь будет вынуждены закупать за свои собственные деньги и по тарифам почти на порядок выше, чем те, за которую они смогут ее продать. А с учетом и так значительных объемов электроэнергии, которую «Укрэнерго» у них не выкупает, и которая по сути уходит в землю, те минимум (а скорее больше) 6,5 млрд. гривен, которые «Энергоатому» все это обойдется, нужно просто записать в чистый пассив. Причем, чем больше Украина выработает т.н. «зеленой электроэнергии», тем меньше денег останется у «Энергоатома» на ремонты своих блоков.
До такого маразма даже в Европе не додумались.
При этом далее эксперт добавила, что планы по выработке электроэнергии на украинских ГЭС на 2019 год также нереалистичны и могут быть выполнены только если половодье будет рекордным, что далеко не факт. А если нет, то добавочные объемы выработки скорее всего опять же лягут на атомщиков (ибо при этом надо экономить уголь и газ), что еще сильнее усугубит проблему отрасли.
Блэкаут всегда приходит тогда, когда его не ждут (и аварии на АЭС тоже)
В итоге все это может привести во второй половине года к резкому росту аварийных остановок атомных блоков. И если одновременно несколько из них выпадут из сети, в стране может случиться локальный блэкаут.
А еще следует отметить, что авария на АЭС Фукусима произошла не в следствии проблем с атомным реактором, на ремонт которых деньги на Украине пока выделяют более менее в полном объеме, а по причине проблем с дополнительным оснащением блоков. А когда по времени совпало отсутствие одного из необходимых компонентов (резервного энергообеспечения) и необходимость его использования, произошла катастрофа.
Это я к чему говорю. На Украине в 2019 году судя по всему вновь урежут финансирование ремонтных и профилактических мероприятий на оборудование «не реакторного острова». И опыт Фукусимы говорит нам, что это может стать чреватым не только для Украины, но и для всей Европы. И дай Бог, чтобы нас опять пронесло. А если нет?
Юрий Подоляка, специально для "Антифашист".