Мэй

Связанная с Brexit лихорадка в Великобритании продолжается. В среду, 12 декабря, премьер-министр Тереза Мэй выступала перед Палатой общин британского парламента и отвечала на резкие и неудобные вопросы. Заседание было очень нервным: члены палаты буквально кричали на Мэй, размахивали руками, критиковали ее за нынешний курс по выходу страны из ЕС.

Премьер крепилась и сохраняла твердость, заявляя, что будет бороться до конца, а Brexit соответствует желаниям народа. В этом заявлении можно было разглядеть намек на то, что если однопартийцы отправят Мэй в отставку, то воля народа якобы не будет выполнена. Ближе к полуночи по московскому времени стали известны итоги голосования по вотуму недоверия премьеру: Мэй его не получила и сохранила свой пост.

Впрочем, это решение, по сути, ничего не изменило. Британия имеет все то же соглашение с ЕС по Brexit, которое раскритиковали буквально все политические круги королевства, и которое будет почти невозможно утвердить в парламенте. Надежду могло бы дать решение ЕС пересмотреть его, однако Брюссель уже заявил, что никаких изменений не будет, а значит, Мэй «отфутболили» и там. Что теперь ждет Британию?

Мэй выиграла неудобное кресло

Принятое партией тори в среду вечером решение означает, что Мэй остается лидером Консервативной партии и сохраняет за собой пост премьер-министра. Решение было принято простым большинством голосов. За Мэй проголосовали 200 из 317 консерваторов в парламенте, хотя для победы премьеру было достаточно и 158 голосов. Теперь Мэй также получила иммунитет от повторения этой процедуры сроком на год.

Чтобы понять причины новой британской политической лихорадки, необходимо посмотреть на причины возникновения у консерваторов вопросов к Мэй. Конечно же, все дело в Brexit. Намерение вынести вотум недоверия премьеру возникло у ее однопартийцев не в одночасье.

В ноябре Мэй смогла протащить через правительство крайне неудобное и спорное соглашение с ЕС по Brexit. Часть консерваторов оказалась возмущена этим, глава руководящего комитета партии Грэм Брэди начал собирать письма депутатов за вотум недоверия. Но эта попытка провалилась, необходимое число писем не было собрано.

Однако в понедельник, 10 декабря, Тереза Мэй перенесла голосование в парламенте по соглашению с ЕС о Brexit. Это стало последней каплей в чаше терпения противников премьера внутри ее собственной партии, и к утру среды необходимые 48 писем депутатов были собраны, началась процедура вынесения вотума недоверия главе правительства.

Сама Мэй после объявления результатов голосования преподнесла произошедшее как невероятную победу, словно бы вопрос по Brexit уже полностью решен с Евросоюзом, а Британия смело шагает в светлое будущее.

«Это был трудный день. Я счастлива той поддержкой, которую получила от своих коллег в результате голосования, я благодарна им за это. Однако многие проголосовали против меня, я прислушаюсь к их мнению. Нам нужно теперь провести Brexit, чтобы создать лучшее будущее для страны. Согласно голосованию народа, Британия должна вернуть себе контроль над своими деньгами, границами и законами», – сказала Мэй в телеобращении после объявления итогов голосования консерваторов.

Премьер также пообещала уже 13 декабря отправиться в Брюссель на заседание Европейского совета, чтобы добиться для Британии лучших условий по Brexit. Она признала, что вопрос будет касаться границы с Северной Ирландией.

Осталась Мэй, остались и проблемы

Британская пресса сегодня активно обсуждает прошедшее голосование по вотуму недоверия. У большинства СМИ тон вовсе не оптимистичный, как это могло бы быть, если бы на Мэй действительно возлагали серьезные надежды.

Guardian вышла с заголовком «Премьер-министр одолела партийный переворот, но осталась битой». Газета Sun вообще не разменивается на мелочи и назвала Мэй «зомби»: «Зомби Тереза ​​Мэй наткнулась на голосование по вотуму, когда же она, наконец, упадет?»

В корне такой реакции лежат все те же старые проблемы – крайне выгодные для ЕС условия выхода Британии, на которые ранее согласилась Мэй. Как мы видим, это возмущает даже однопартийцев премьера, не говоря уже о противниках-лейбористах.

Лидер Лейбористской партии Джереми Корбин заявил, что голосование по вотуму недоверия Мэй наилучшим образом демонстрирует кризис консерваторов и их раскол, и если внутри партии произошло это событие, то оно на самом деле ничего не изменило вне ее.

«Сегодняшнее голосование не внесло изменений в жизнь нашего народа. Премьер-министр растеряла большинство в парламенте, ее правительство находится в состоянии хаоса, и она не способна заключить сделку по Brexit, которая работала бы на благо страны», – заявил Корбин.

Его совет Мэй – передать соглашение по Brexit Палате общин, чтобы парламент вернул себе контроль над разводом с ЕС. Разумеется, Корбин отметил, что лейбористы уже готовы сменить консерваторов у руля страны, чтобы произвести наиболее выгодный для Британии Brexit.

И хотя вотума недоверия не было, настоящей поддержки в ряду консерваторов Мэй не имеет. Одним из самых мягких стало разве что заявление члена Консервативной партии, адвоката Роберта Бакленда, слова которого приводит Guardian:

«Партия должна дать ей шанс вернуться в Брюссель и закончить свою работу. Корабль почти вошел в порт, зачем же сбрасывать капитана в море? Есть много мнений о том, что она делает все возможное, а люди ссылаются на ее выносливость.»

Остальные мнения не были столь миролюбивыми. Одним из первых высказался лидер группы евроскептиков в партии консерваторов Джейко Рис-Могг. Он отметил, что Мэй должна «срочно пойти к королеве и подать в отставку».

Противники Мэй в рядах ее же партии заявляют, что в результате голосования Мэй получила фатальный урон. Консерватор Стив Бейкер напомнил, что премьер может пойти по стопам Маргарет Тэтчер, которая ушла в отставку всего через неделю после положительного для себя голосования среди депутатов своей партии в парламенте.

«Премьер-министру теперь нужно повысить готовность правительства к тому, что 29 марта вообще не будет подписано никакого соглашения, чтобы британские предприятия были к этому готовы», – сказала The Sun депутат Анн-Мари Тревельян.

Результаты голосования приветствовал премьер-министр Австрии Себастьян Курц. Он заявил, что «рад» ее победе, однако Мэй теперь придется одолеть более серьезного противника – канцлера Германии Ангелу Меркель.

Лейбористы и консерваторы также заявили, что победу в этом голосовании Мэй обеспечило ее обещание не выставлять свою кандидатуру на пост лидера консерваторов на следующих всеобщих выборах 2022 года. Поэтому Мэй получила еще один шанс, воспользоваться которым, впрочем, у нее почти нет шансов.

Безнадежное соглашение

Итак, Мэй получила доверие однопартийцев, треть которых все же выступила против нее. Причины тут две – желание оттянуть громкий конец всех британских надежд на выгодный Brexit и согласие Мэй затем уйти совсем, больше не претендовать ни на лидерство в Консервативной партии, ни тем более на пост премьера.

Именно такой «побитый» политическими противниками и даже частью своих сторонников лидер уже сегодня поедет в Брюссель, чтобы просить его смилостивиться и дать выгодные условия по Brexit. Вместе с тем мы помним, что Ангела Меркель уже несколько раз отчетливо заявляла: разговаривать больше не о чем, соглашение уже есть, и рождалось оно в страшных переговорных муках.

Тем более что Мэй допустила серьезную ошибку – продавила утверждение этого документа в своем правительстве. Когда в Британии узнали содержание соглашения, там ужаснулись. Поэтому вполне логично, что Мэй в минувший понедельник просто побоялась выставлять документ в таком виде на голосование в парламенте.

Что же такого плохого в этом соглашении? Самое главное – это жуткие для Британии условия, при которых она уже с марта покинет все европейские институты и лишится в них права голоса. Вместе с тем, на время переходного периода, страна должна оставаться членом таможенного союза ЕС и строго выполнять его условия. То есть прав у Британии уже не будет никаких, а обязанностей станет едва ли не больше. Лейбористы уже говорили, что данный пункт является унижением для Лондона, и если говорить по существу, то они правы.

Это означает, что Мэй на переговорах с ЕС попросту провалила основной тезис сторонников Brexit – об экономической независимости Великобритании. Оставаясь членом таможенного союза, Британия не сможет вести самостоятельные торговые переговоры, устанавливать собственные тарифы и, наконец, самостоятельно заключать торговые соглашения.

Вторая большая ошибка Мэй – ирландский вопрос. Премьер согласилась с мнением Брюсселя о том, что пока не будет решен вопрос границы на острове Ирландия, Северная Ирландия, входящая в состав Британии, уже после Brexit останется в Евросоюзе. А это пахнет расколом внутри Великобритании и возобновлением ирландского экстремизма. Лондону тогда даже придется поставить таможенные посты, а по сути – еще одну госграницу между Великобританией и Ирландией целиком.

По Белфастскому соглашению 1988 года, границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой не существует, ведь Британия вместе с Северной Ирландией, как и Республика Ирландия – члены ЕС. Теперь же ситуация может поменяться.

Третья ошибка Мэй кроется в увязке первых двух ошибок вместе. Чтобы «как бы» решить сейчас вопрос границы в Ирландии, Мэй заключила с ЕС так называемый договор «бэкстоп». Он предполагает, что до 2021 года Британия не будет выходить из таможенного союза, чтобы не «подставлять» Северную Ирландию.

Теперь — внимание: главное. Мэй допустила в соглашении пункт о том, что если вопрос о границе не будет решен, то Британия останется членом таможенного союза ЕС навсегда. С вышеуказанными последствиями в виде отсутствия каких-либо прав.

Мэй сейчас должна будет отправиться в Брюссель, где не будут рады пересмотру этих основополагающих принципов соглашения по Brexit. В нынешнем виде оно крайне выгодно ЕС и совершенно невыгодно Лондону. В случае провала миссии Мэй ее судьба уже не будет волновать британцев: произойдет выход Британии из ЕС по жесткому сценарию – вообще без соглашения. А это означает огромный вред экономике: страна потеряет до миллиона рабочих мест, фунт стерлингов будет девальвирован, вырастет инфляция, начнутся транспортные и торговые проблемы, удар придется в целом по ВВП королевства.

Именно поэтому голосование по персоне Мэй у руля страны не меняет пока ничего. Однако очевидно, что консерваторы таким образом снова указали Мэй на Брюссель, чтобы она поехала туда и расхлебывала там кашу, которую заварила. Впрочем, шансов на положительный исход остается все меньше.