Имперский сценарий. Факты
В последнее время пошёл вал претензий к российской власти, которая, мол, на международной арене везде всё проигрывает и сдаёт свои позиции. Дошло до того, что, с виду вроде бы умные люди, «зафиксировали» и обосновали очередную перемогу Киева в керченской провокации. Всё это крайне странно, особенно на фоне всем известных фактов, кричащих совершенно об обратном, чего может не видеть разве что слепой.
Что ж, раз такое дело, не поленимся ещё раз (а если понадобится, то и много раз ещё) раскрыть глаза непонятливым на происходящее, где важны не слова и их количество, а дела и реальные результаты.
Речь пойдёт о том, что на международной арене, вопреки сказкам о светлом и добром мире, повестка дня издавна определялась и определяется в соответствии с самым настоящим имперским сценарием. Для начала предложу статьи, где несколько лет назад мной были сформулированы базовые понятия — «имперский ген» и «цивилизационные границы»:
- Геополитика как привилегия великих империй.
- Неприкосновенность цивилизационных границ как фактор мировой стабильности.
С тех пор воды утекло не так уж и много, но мир событий ускорился настолько, что пора подводить промежуточные итоги. Делать это будем исключительно отстранённо, как о камнях, которые твёрдые, или о воде, которая мокрая. Так что, приписывать мне имперское мировоззрение — бессмысленное занятие, хотя временами и забавное.
Начнем с нескольких, условно классических, определений империи, взятых из различных, относительно корректных, источников:
Империя — это государство с монархической формой правления, во главе которого стоит император или императрица; также это государство, состоящее из экономически и политически несамостоятельных территорий, управляемых из единого центра.
Империя — монархическое государство во главе с императором или колониальная либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия и действующая в интересах военных сословий. Как правило, империя объединяет разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющее заметную роль в регионе или даже во всем мире.
Империя (от лат. imperium - власть) — форма организация крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
И так далее.
Как видим, разброс достаточно значительный, который, тем не менее, позволяет опустить несущественное и устаревшее (с учётом меняющихся представлений) и выделить ряд основных характеристик, присущих империям: большая территория; многонациональность с наднациональными структурами; централизованная форма устройства при политически несамостоятельных регионах (или колониях); опора на силовые органы.
Всё другое, наличие или отсутствие императора, или, к примеру, идеологии – сугубо вторично и не имеет определяющего значения. Так же, как нигде не упомянута такая составляющая, как размер и место экономики, что, с моей точки зрения, совсем неслучайно. Тем не менее, принимая во внимание этот (отсутствующий) критерий, мы тем самым идём навстречу армии апологетов англосаконской экономикс, поверивших в альтернативные россказни о критической важности экономических показателей. Главное, не путать империю со сверхдержавой — это просто разные понятия, хотя и косвенно пересекающиеся.
Итак, согласно моей точки зрения на устройство мира, очень далёкой от слащавых толерантно-политкорректных серенад, история во все времена творилась и продолжает твориться имперскими амбициями лишь нескольких этносов, имеющих имперский ген. При этом, реальная, а не виртуальная, политическая карта мира – это очерченные зоны национальных интересов означенных этносов, представляющих собой цивилизационные границы, при нарушении которых одной из сторон, сразу же возникает угроза мировой войны.
Также не устаю повторять из раза в раз: мирное время — это время подготовки к войне, когда одни готовятся напасть, а другие, соответственно, укрепляют оборону. Иногда (а всего вернее — часто) игроки меняются местами — обороняющиеся уже нападают, а нападавшие защищаются, что, в итоге, вновь должно приводить систему в шаткое равновесие. И так до следующего взрывного роста чьих-либо имперских амбиций.
Констатирую: всякие локальные флуктуации и амбиции некоторых мелких игроков здесь не важны вовсе, также как не важны их претензии на якобы древне-имперское происхождение и некогда утерянное величие. Презумпция доказательств принадлежит тем, чьё величие прослеживается без перерыва по любым историческим интерпретациям, а для тех, кто желает доказать недоказуемое, место в стойле определено другими — это очередь на принятие присяги на верность империи. Вопрос лишь в удачном выборе метрополии, от которого зависят перспективы и их временнóй интервал на шкале истории.
Так, методом исключения, мы приходим к современному перечню тех, кто империей был, есть и, возможно, таковым останется, а также тех, кто свою имперскость утерял, но пока не утерял имперский ген и такие же имперские амбиции. Озвучим список с развёрнутыми комментариями:
1. Китай (КНР) – государство, наследник древней китайской империи Хань, народ которой однозначно не утерял имперский ген, толкающий страну занять одно из лидирующих мест на мировой имперской площадке. Китай находится в процессе расширения зоны своего влияния, претендуя на Гон-Конг, о.Тайвань с Тайваньским проливом и далее на практически полную акваторию Южно-Китайского моря. Для особо впечатлительных замечу: никаких реальных претензий на северные территории, то бишь Сибирь, у Китая нет, и не предвидится, что исключает даже потенциальный конфликт интересов с Россией.
Однако, несмотря на экономическую и технологическую мощь, на практике Китай слабо реализует реальное, а не исключительно заявительное расширение своей территории, наталкиваясь на активное сопротивление США и их союзников (прежде всего, Японии), которое пока не может преодолеть, больше оглядываясь на то, как действует Россия. А пока ведёт безуспешную торговую войну с США, оглядывается, завидует и, несомненно, неторопливо учится, накапливая потенциал и готовясь к серьёзным схваткам за свои национальные интересы.
Что касается критериев территории, многонациональности, централизованного наднационального управления, мощи армии и других силовых структур, Китай, несомненно, империя, находящаяся пока в начальной стадии проявления своих имперских амбиций.
Дополним данное примечание ранее упомянутой экономической составляющей. Согласно ежегодному аналитическому докладу ЦРУ, по такому показателю, как ВВП по ППС (паритет покупательной способности), который единственно и является самой справедливой системой оценки, Китай по итогам 2017 года уверенно занимает 1-е место в мире. Однако мы, как водится, идём дальше и, ничтоже сумняшеся, очищаем ВВП от виртуальной надстройки в виде финансовых инструментов и оставляем лишь товарную массу (ТМ - промпроизводство и с/х). Результат: также 1-е место - $11,05 трлн, причём с гораздо более внушительным преимуществом. Далее, именно этот показатель и будем использовать, как наиболее корректный.
2. США - хотя и не имеют имперских традиций, но являются империей практически по всем критериям, в том числе и по экономическому – 3-е место по ВВП по ППС ТМ ($3,83 трлн) после Китая и Индии. Однако есть нюанс: будучи флагманом процесса глобализации, империя США вознамерилась контролировать весь мир, переоценила свои силы, надорвалась и сейчас находится на нисходящем тренде. Ошибка заключалась в том, что джин глобализации был выпущен из рук и начал пожирать саму альма-матер, выкачивая все соки.
Транснациональные корпорации перестали платить налоги, что, как один из факторов, привело к хронически дефицитному бюджету, приближаясь к $1 триллиону и вгоняя страну в астрономические долги, которые отнюдь не исчерпываются широко известной суммой госдолга (национального долга) в размере более $21 трлн. Даже если учесть только госсектор, то займы штатов, госпредприятий, кредиты бизнесструктур (банков, корпораций), гарантированные государством, суммарный внешний долг госсектора превышает известную цифру примерно в 5 раз и достигает $100 трлн.
Именно осознание колоссальных финансовых проблем побуждает одну часть истеблишмента во главе с Трампом свернуть уничтожение экономики США, при активном сопротивлении глобализаторов. Чем закончится, неизвестно, но, как минимум, есть два варианта: побеждает Трамп или побеждают глобализаторы.
В первом варианте экономика США оздоравливается при неуклонном сокращении внешнего влияния. Второй вариант – это продолжение уничтожения Америки как экономической державы с крайне рискованным раздувшимся финансовым сектором, который в настоящее время уже составляет более 80% традиционного ВВП.
Тем не менее, экономические и политические интересы США, обладающих колоссальными вооружёнными силами, ещё долго будут держать мир в напряжении. Раненый зверь, как известно, десятикратно опасней, оставаясь объективно сдерживающим фактором для других игроков.
3. Евросоюз – несостоявшаяся империя. Пока несостоявшаяся, но определённо находящаяся на данном тернистом пути. В известной степени – это одна из моих любимых тем. Дело в том, что ЕС изначально задумывался как структура с жёсткой властной вертикалью, замыкающейся на президенте и кабинете министров, включая МИД, Министерство обороны и все прочие структуры. Рубеж – 2005 год, когда должна была быть принята конституция ЕС, после чего должны были быть быстро сформированы централизованные структуры, в том числе, и единая европейская армия, как символ похоронного марша для НАТО. Однако по целому ряду причин этого не случилось, и регион стал жить по букве странного мутанта под названием Лиссабонский договор.
То, что происходит на наших глазах в Париже и других городах Франции с тенденцией распространения на другие части ЕС, исключительно показательно и фактически повторяет события 1968 года, закончившиеся отстранением от власти откровенного антиамериканиста Шарля де Голля. Многие это заметили, так что повторяться не имеет смысла. Замечу лишь, что истинные лидеры ЕС, хорошо понимающие суть происходящего, определённо сделали правильные выводы, особенно в отношении персонажей, малоспособных возглавлять борьбу за общеевропейский имперский суверенитет в силу незрелой торопливости и безосновательных квазинаполеоновских амбиций.
Что касается имперских перспектив, то они, безусловно, никуда не делись, и Европа далее будет поступательно и осторожно двигаться в этом направлении. Но теперь уже под руководством истинных лидеров, единственно имеющих тысячелетний опыт… нескольких Рейхов. Только Германия, как безусловный политико-экономический лидер Европы, имеющий 6-е место в мире по размеру ВВП по ППС ТМ ($1,28 трлн), способна возглавить имперский проект. И она его, рано или поздно, возглавит.
4. Иран – наследник персидской империи. Всегда тяготел к лидерству на Ближнем Востоке и даже шире. Именно потому, что Иран является потенциальным лидером, способным взять под контроль и навести порядок в регионе, он подвергается беспрецедентно жёстким санкциям. Шанс Ирана — в ослаблении экономического и политического давления со стороны США, основанном на неизбежном процессе потери влияния. А пока страна даже не является региональной державой, вынуждена тратить большие силы на преодоление внешних обстоятельств и лишь декларировать свои геополитические амбиции.
5. Турция – наследница Османской империи. Является естественным конкурентом Ирана и также претендует на лидерство в регионе, что всегда ранее вынуждало её расширяться в других направлениях, в частности, на Балканы и Кавказ, где регулярно происходили столкновения с Россией. Тем не менее, дабы ограничить имперские амбиции Турции, её приняли в НАТО и предложили морковку в виде бесконечной «дорожной карты» по вступлению в ЕС.
Сейчас Турция, угодившая в западную ловушку зависимости, на распутье. В любом случае, турецкий имперский ген просыпается, заявляя всё настойчивей о своих имперских амбициях.
6. Россия – единственное государство, которое соответствует всем классическим имперским критериям, несмотря на потери 90-х. Повторим их (для усвоения).
Территория – Россия имеет самую большую в мире территорию. Многонациональность – в стране проживает около 200 национальностей различных этносов. Мощный центр - имеет централизованную форму устройства с наднациональными структурами при политически несамостоятельных регионах.
Система безопасности обеспечивается одними из самых мощных в мире силовых структур. Внешняя безопасность решается одной из сильнейших в мире армий, разведывательными и контразведывательными структурами, а также многочисленными военизированными спецподразделениями; внутренняя безопасность — Росгвардией, ФСБ и подчинёнными им спецподразделениями.
В настоящее время Россия находится в стадии роста имперского сценария, претендуя на поэтапное восстановление своих цивилизационных границ. Напомним эти этапы, характеризуемые как прямым, так и косвенным расширением своей подконтрольной территории.
Заявлены в комиссию ООН права на арктический континентальный шельф площадью 1,2 млн. км2. Будет удовлетворена заявка или не будет, уже не столь важно, Россия в любом случае берёт под контроль как Севморпуть, так и весь сектор с вершиной на Северном полюсе. Напомню: с 2019 года установлен уведомительный порядок для иностранных военных судов, пожелавших вдруг прогуляться по маршруту СМП.
В 2013 году окончательно включён в состав исключительной зоны экономических интересов России континентальный шельф Охотского моря площадью 54 тыс км2.
Территория Абхазии и Южной Осетии площадью 12,5 тысяч км2, позволяющая иметь стратегический выход в Закавказье, полностью находится под российским контролем.
В 2014 году Россия возвратила в свой состав Крым. Площадь данного территориального приобретения составляет 27 тыс. км2.
Самопровозглашённые бывшие украинские территории ДНР и ЛНР (ЛДНР) в настоящее время также фактически находятся исключительно в зоне интересов России с перспективой более тесной интеграции. Общая площадь на настоящий момент примерно 52 тыс км2.
Акватория Азовского моря, как минимум, вся его судоходная часть как наиболее коммерчески интересная, полностью контролируется береговой охраной ФСБ. То есть, Азовское море явочным порядком стало российским – площадь акватории 37,8 тыс км2.
Замечу: чуть больше полугода назад мною были перечислены данные приобретения, но за это время ситуация вновь изменилась — был построен Крымский мост, что и привело к контролю над новой акваторией (Азовское море). То есть, процесс расширения империи продолжается непрерывно. Общая площадь прямых и косвенных приобретений уже около 180 тыс км2, не считая 1,2 млн км2 арктического континентального шельфа.
Что касается ВВП по ППС ТМ, то результат – 5-е место в мире - $1,51 трлн, что однозначно выводит Россию в лидирующую группу, где она опережает Германию.
***
Пожалуй, мы перечислили практически всех основных игроков, разворачивающегося имперского сценария. Из описания видно, что только Россия — империя в самом, что ни на есть, классическом понимании, без малейшего двусмысленного зазора, куда можно было бы вставить виртуальный рычаг и перевернуть всю конструкцию, оспаривать прочность которой можно, но, в известной степени, бесперспективно.
Факты говорят сами за себя, даже если они кому-то не нравятся (особенно «всепропальщикам» и «путинслильщикам»): именно Россия в наибольшей степени, нежели кто-либо ещё, не просто соответствует имперским критериям, но и наиболее активно и удачно реализует имперский сценарий на практике, непрерывно снова расширяя зону своего влияния и заставляя нервничать конкурентов, вынужденных прибегать к непрерывным провокациям, шельмованию и попыткам превратить нас в международного изгоя.
Так было всегда, и так будет всегда, до тех пор, пока вновь не восстановятся цивилизационные границы, нарушение которых чревато кровавыми потрясениями и издержками для всего мира.
Империи — это особый случай в истории человечества, так как у них есть такой родовой признак, как цивилизационные границы, которые всегда рассматриваются ими исключительно в качестве внутренних и запретных для других. Для страховки от мировых войн, всего навсего, никто и никогда не должен пересекать цивилизационных границ империй. Только в этом случае мир может спать спокойно, а империи будут заниматься наведением порядка на подконтрольных территориях в соответствии со своими цивилизационными предпочтениями. А все внешние трения должны происходить за цивилизационными границами, где обязательно наличие буферных государств, которым, к их сожалению, банально не повезло с географией.
Подчеркну главное: понятие цивилизационных границ – это не абстракция, а фактор мировой истории. Это понятие должно быть введено в международную практику, границы эти должны быть жёстко обозначены и, в случае попыток их изменения кем бы то ни было, страна-цивилизация обязана принять меры для восстановления границ и наведения порядка любыми мерами по своему усмотрению.
Это является необходимым и достаточным условием устранения причин мировых войн. Никто и никогда не может посягать на личную территорию государств-империй, так как именно это всегда являлось главными причинами мировых войн и, одновременно, фактором мировой стабильности. Если, конечно, сама империя не заявит о сложении с себя имперских полномочий.
Западная цивилизация должна раз и навсегда понять: цивилизационные границы России находятся на западе Украины и Белоруссии! Только в этом случае будут устранены противоречия, толкающие современный мир к большой войне, которую человечество может не пережить. Россия никогда не посягала на границы Запада, даже если заканчивала войну «парадом казаков по улицам Парижа». Поэтому думается, мы вправе требовать такого же отношения и к своей личной территории.
Это простые истины, которые при желании понять совсем не сложно.
P.S.
Думаю, читатели заметили, что в перечне стран, претендующих на имперский статус, отсутствует Британия. Считаю, что это вполне закономерно. После неудачной попытки этой островной части Европы установить внутренний англосаксонский контроль над ЕС, эта страна полностью утратила имперские амбиции, делегировав их своим заокеанским собратьям, и погрузившись, вполне ожидаемо, во внутриполитический бардак и дрязги – близкородственные связи всегда приводят практикующие их элиты к вырождению и уходу с исторической сцены. Со всеми вытекающими последствиями, связанными с сокращением англосаксонского влияния в мире.
Источник:ИА REX