В начале октября, как только стало известно о начале очередной призывной кампании в Украине, Юрий Горячев купил билет на самолет в Амстердам и стал собирать свои чемоданы. Вот уже полтора месяца он не отвечает на звонки на сотовый телефон с незнакомых номеров. Молодой человек не хочет, чтобы сотрудники военкомата забрали его на службу в украинскую армию и отправили умирать в зону проведения ООС.
«Служба в армии – дело, может быть, полезное, но для меня – пустая трата времени», – говорит Юрий, программист в одной из крупных IT-компаний Киева, которую он попросил не называть.
Горячев стал одним из 24 тысяч украинцев, которые, согласно данным военного комиссара Киевского военного комиссариата полковника Сергей Клявлина, уклоняются от призыва на срочную военную службу. По его данным за первый месяц призывной кампании пришли только 8% молодых людей от необходимого числа. Даже учитывая тот факт, что нынешняя призывная кампания продлиться в течение трех месяцев (самая длинная за всю историю страны), призыв под угрозой срыва.
При этом в Генштабе заверяют, что срочников в зону ООС отправлять не будут. Однако этому мало кто верит.
Проблемы комплектования ВСУ проявляются не только в провальных призывных кампаниях, но и в массовом увольнении военнослужащих. Только за 2018 год уже уволилось 23 тысячи военных, из которых 3200 офицеров. Более того, по неофициальным данным кадровиков, до конца года планируют уволиться еще 8800 солдат и офицеров.
Естественно, многих уволившихся военнослужащих пугала вероятность быть насильно отправленным в зону ООС. Это и стало главной причиной увольнения. Ведь уже есть прецедент, когда офицера ВСУ, который отказался участвовать в военной операции на востоке Украины, приговорили к лишению свободы. Да и обеспечение солдат АТО – хуже некуда. И хотя в государственный бюджет ежегодно закладываются огромные суммы на оборону, солдаты этого не чувствуют.
Стоит отдать должное министру обороны Украины Степану Полтораку, который «переживает» за обеспечение своих подчиненных. Он пожаловался премьер-министру страны Владимиру Гройсману, что выделенных средств на 2019 год будет недостаточно для закупки вооружения и техники, а также на инфраструктурные проекты.
Что имеет в виду глава оборонного ведомства под «инфраструктурными проектами» становиться ясно, когда понимаешь, что зарплата военного-контрактника составляет порядка 7,5 тыс. гривен, а министра обороны и других военных чиновников порядка 71 тысячи в месяц. Про то, что теща министра обороны приобретает земельный участок в Закарпатской области вместе с домом на 250 кв.м. даже вспоминать не будем.
Именно по этой причине, сколько бы не выделялось средств на армию Украины, сколько бы чиновники не кричали про увеличение зарплат в ВСУ, все-равно будут взрываться склады, а офицеры и солдаты будут покидать ряды Вооруженных сил страны.
Если в кратчайшие сроки ситуация кардинальным образом не изменится, то по прогнозам экспертов Украина получит полностью небоеспособную армию, а в рейтинге Global Firepower Вооруженные силы Украины опустятся до уровня стран третьего мира.