Очередной выход украинского президента в европейский свет получился унылым, как и вся внешнеполитическая повестка дня сегодняшней Украины. Даже сообщение о «сорока двусторонних встречах» Порошенко в Париже уже мало у кого вызывает улыбку. Все это было бы смешно, если бы не было так очевидно нежелание никого из мировых лидеров мараться общением с Киевом до конца очередной избирательной трагикомедии. Что ничего, кроме дальнейшей деградации ситуации на Украине, не обещает.
Проблема даже не в том, что в мягких руках МВФ и прочих «дирижёров реформ» экономическое падение страны может продолжаться бесконечно. Украинцы просто обязаны узнать настоящую цену «независимости» в галицкой трактовке. Но то, что шансы на прекращение огня на Донбассе опять сыграли в долгий ящик, является несомненной победой деятелей режима Порошенко. Благодаря этому им удалось в значительной мере обезопасить свое политическое будущее и сделать практически необратимым процесс превращения Украины в руину.
Демонстративное нежелание западных лидеров обсуждать с украинским президентом значимые вопросы свидетельствует не только о сомнительном статусе политически «хромого» Порошенко в преддверии выборов и усталости от его постоянных мелких махинаций. Это также говорит о том, что лидеры «развитой демократии» уверены в неизменности ключевых внешнеполитических ориентиров Украины после проведения ритуальных электоральных процедур в 2019 году.
Пафосные тезисы французского президента Эмманюэля Макрона, приуроченные к 100-летию завершения Первой мировой войны, о «дружбе между народами, побеждающей воинственные пороки», и «духе примирения, побеждающем соблазн цинизма», абсолютно не коррелируются с происходящим в сегодняшней Украине.
Доминирующее все последние годы нежелание Берлина и Парижа слишком уж давить на официальный Киев с целью практического исполнения Минских договоренностей (при наличии всех необходимых для этого ресурсов) обуславливается исключительно стыдливой опаской «испортить сюжет» такого долгожданного для многих на Западе в целом и в США в частности украинско-российского кризиса.
Абсолютно ясно, что возникновение горячего конфликта на западных границах Украины было бы оперативно локализовано Евросоюзом всеми возможными военно-политическими методами. А проблемы далекого и чужого «цивилизованной» Европе Донбасса были сознательно в значительной мере отданы на откуп американским геополитическим экспериментаторам, что и позволило Порошенко удачно пропетлять весь свой президентский срок.
Понятно, что предотвращение кровопролития на собственной территории является исключительной ответственностью местных властей. Однако европейские лидеры умеют проявлять существенно большую принципиальность в гораздо более незначительных вопросах. Поэтому и складывается впечатление, что, если бы ЕС добивался от Украины выполнения Минска с таким же усердием, как он работает в сфере институционального укрепления украинского гражданского общества в вопросах гендерного равенства бродячих котов, результат мог быть значительно лучше.
Пока же Порошенко действует по накатанному сценарию, озвучивая на международном уровне дежурный набор тезисов. Так, чтобы не сильно раздражать европейский и заокеанский бомонд назойливыми просьбами, но и не выходить за рамки отведенной Украине неприглядной роли антироссийской марионетки.
И об этом говорится прямым текстом, по-европейски «прозрачно» и «открыто». Так, несколькими днями ранее визита в Париж на Саммите Европейской народной партии в Хельсинки Порошенко заявил: «Украина является форпостом в противодействии главному вызову европейской безопасности и стабильности − российской гибридной агрессии».
Порошенко и президент Европейской народной партии Джозеф Доль «скоординировали подходы к усилению политического и санкционного давления на Россию в связи с запланированным проведением незаконных выборов на оккупированных территориях Донбасса, «ползучей аннексией» России Черного и Азовского морей, а также массовыми нарушениями прав человека на Донбассе и в Крыму». Они также договорились «совместно противодействовать российскому вмешательству в избирательные процессы».
Естественно, что в рамках такой парадигмы выполнение Минских договоренностей, даже в части прекращения огня и отвода войск, выглядит для официального Киева необязательным и нелогичным. Тогда исчезнет ключевой предлог для нагнетания страстей вокруг вопроса «российской агрессии». И дальнейшая поддержка минимальной жизнеспособности «форпоста», а главное, благосостояния руководящих им «генералов» может стать невыгодным делом для западных военных стратегов.
Поэтому Порошенко дозволено на данном этапе «анонсировать» тематику введения на Донбасс международного миротворческого контингента ООН, не вдаваясь особо в детали этого грандиозного мероприятия. Консенсус по этому вопросу может сложиться, а может и нет. И в то время, когда самой украинской власти невыгодно ускорение решения этой проблемы, никто за границей за нее спешить не будет.
Во время недавних визитов в Белоруссию, Турцию, Финляндию и Париж Порошенко везде обозначал вопрос миротворцев и даже приглашал потенциальных участников миссии к участию в ней. В украинский эфир устами «стратега собирания кухонных сплетен» экс-премьера Евгения Марчука был запущен вброс о некоем «30-процентном компромиссе» на предмет поэтапного размещения миротворческого контингента, начиная с линии разграничения. Туманность формулировок и «авторитет» источника лишь усугубили ощущение отсутствия какого-либо принципиального решения украинской проблемы на международном политическом олимпе.
В этой ситуации всем участникам процесса удобней всего пенять на неспособность и нежелание киевских властей исполнять взятые обязательства. О чем открыто говорят в Москве и пишут между строк на Западе. И это действительно является правдой, если вынести за скобки глубокие противоречия в отношениях США и его сателлитов с Россией, не позволяющие объективно оценить и тем более разрешить ситуацию на Украине.
Пользуясь этой ситуацией, Порошенко рад стараться и дальше имитировать «борьбу за мир» путем разжигания антироссийской истерии, которая на Украине воплощается в борьбу не столько с реальным российским влиянием, сколько в планомерное и тотальное уничтожение русской идентичности в украинском обществе. И наполнять переговоры с западными лидерами всякой псевдонасущной для народа Украины дребеденью.
Например, во время парижской встречи Порошенко с Эмманюэлем Макроном и Ангелой Меркель вопрос «продвижения предложений Украины о введении миротворцев на Донбасс» также детально не обсуждали. Зато акцентировали на «освобождении политических заключенных, которые незаконно удерживаются в тюрьмах Российской Федерации и в оккупированном Крыму, и срочном возвращении к обмену наших героев, в том числе тех, которые незаконно удерживаются на оккупированной территории на Донбассе».
Лейтмотивом парижских контактов Порошенко также стал фактический пиар состоявшихся в ЛДНР 11 ноября выборов. Бурное возмущение украинских властей по этому поводу было встречено с наигранным пониманием в «парижских салонах». Хотя понять, чем эти ничего по большому счету не значащие выборы препятствуют исполнению Минских договоренностей, сложно любому непредвзятому наблюдателю, незнакомому с постановочным характером внешней политики киевского режима.
То, что Дональд Трамп не удосужился идентифицировать «лидера украинской нации» в толпе участников коллективной фотосессии в Париже, является слабой надеждой для тех, кто еще надеется на положительные изменения в киевской власти в результате выборов. Если американского «шерифа» не волнуют имиджевые проблемы Петра Алексеевича, это никоим образом не свидетельствует об изменении принципиальных подходов США к украинскому вопросу. Их реальное содержание подтверждают многочисленные актуальные комментарии американских «исполнителей среднего звена».
В частности, американский сенатор Крис Кунс в эти дни заявляет, что «мы сможем вытеснить Россию из Украины, но это требует концентрации, решимости, взаимодействия с нашими союзниками. Нам необходимо сделать это устойчивым приоритетом. Ситуация в Украине – замороженный конфликт, и я поддерживаю решение нашего президента об инвестициях в предоставлении большего количества летальной оружия, большей поддержки, большего числа тренировок».
«Соединенные Штаты полностью поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в рамках международно признанных границ. Мы не признаем и никогда не признаем целенаправленную аннексию Крыма. Наши связанные с Минском санкции против России будут оставаться в силе, пока Россия не имплементирует полностью свои обязательства в рамках Минска», — провозгласил в начале ноября и.о. посла США при ОБСЕ Грегори Макрис.
В совместном заявлении госсекретаря США Майкла Помпео и министра иностранных дел Украины Павла Климкина по итогам встречи 16 ноября в Вашингтоне: «Обе стороны решили, что международные силы безопасности под эгидой ООН, в том числе на российско-украинской границе, создадут необходимые условия безопасности для полной реализации Минских соглашений».
Как видим, «30-процентный компромисс» авторства Марчука определялся, судя по всему, крепостью аперитива, которым старика потчевали в кулуарах экспертной тусовки для пенсионеров. Имея за спиной такой показательный пятилетний опыт «миротворчества», Порошенко или любой из его потенциальных сменщиков останется благодатным материалом для лепки новых конструкций и узлов противостояния «цивилизованного человечества» с «варварской Москвой».
А на фоне стремительной деградации института политического лидерства в Евросоюзе и не только Порошенко, чем черт не шутит, может со временем действительно прослыть знатным борцом за мир. Тот «мир», который общими усилиями бездарно соорудили современные политики, а теперь не знают, что со всем этим «счастьем» дальше делать.
Войцех Михальски, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|