В Литве все чаще звучат странные идеи, касающиеся Калининграда. Мол, этот город является частью некой «малой Литвы». Не пора ли «пересмотреть его статус»? Как ни абсурдно звучат подобные мысли, у них находятся приверженцы и внутри Калининграда и области.
Представители некоторых некоммерческих организаций упорно ищут зацепки, чтобы доказать: дескать, на Потсдамской конференции Кенигсберг был передан под юрисдикцию Советского Союза всего лишь на пятьдесят лет. В 1995 году эти полвека истекли, и настала необходимость поднять вопрос о статусе современного Калининграда. В частности, об этом написало литовское издание Respublika, опубликовав статью псевдополитолога Бенаса Володзки. Этот деятель заодно является координатором некоммерческой организации «Клайпедский форум». Кстати, Калининград он называет даже не Кенигсбергом, а «Караляучюсом». Это слово переводится как «Королевская гора», якобы оно говорит о том, что город некогда принадлежал «Малой Литве». Оно написано даже на дорожных указателях в этой прибалтийской Республике.
По мнению Володзки, Калининград в настоящее время является «милитаризированным» городом и представляет угрозу и Литве, да и вообще, всей Европе. Выходит, что к такой завирательной идее, как пересмотр статуса российского города, в Вильнюсе мечтают подключить еще и другие страны.
Если бы материал Володзки был единственным, на него можно было бы не обращать внимания. Но в литовской прессе все чаще появляются публикации на калининградскую тему. Например, в мае текущего года в издании «Клайпеда» выступила проживающая в Литве украинская активистка Виктория Разгун. Обвинив Россию в «экспансионизме», она в открытую призвала страны Запада потребовать «освободить» Калининградскую область. При этом Разгун сослалась на тот же миф о «пятидесяти годах».
Еще раньше, в 2014 году, аналитик так называемого Государственного Центра исследования Восточной Европы, ныне депутат литовского Сейма Лауринас Кащюнас тоже сослался на якобы существующее решение Потсдамской конференции о передаче Кенигсберга СССР на 50 лет. По его словам, сейчас Вашингтон и Лондон могли бы поставить этот вопрос на международной арене, если бы у них было достаточно политической воли.
На самом деле, никаких документов, говорящих об этих «пятидесяти годах», нет. Они существуют лишь в воображении антироссийски настроенных литовских деятелей.
1 августа 1945 года был подписан Протокол Берлинской конференции трех великих держав. В пятом параграфе говорится о предложении передать Кенигсберг Советскому Союзу:
Президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение на конференции при предстоящем мирном урегулировании
Но по факту никакой другой конференции не состоялось. А вскоре после окончания Второй мировой войны началась «холодная война». Таким образом, нигде не говорится про какие-либо сроки передачи Кенигсберга Москве.
Более того, в 1990 году, после объединения ГДР и ФРГ, немецкое руководство подписало с СССР договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». В нем говорится, что Германия не имеет к другим странам никаких территориальных претензий и не намерена выдвигать их в дальнейшем.
Складывается абсурдная ситуация: у Германии нет претензий на Калининград и область, а у Литвы — есть. По крайней мере, в умах некоторых политиков и публицистов.
По этому поводу калининградский историк Владимир Абрамов обратил внимание на то, что претензии Литвы несостоятельны:
Литовской территория Пруссии исторически не была никогда. Этой землей владели пруссы, Тевтонский орден, герцог Бранденбургский в статусе вассала Речи Посполитой, королевство Пруссия, Германский рейх, СССР, Россия. Вот только Великого княжества Литовского и тем паче Литовской республики образца 1919–1939 гг. в этом перечне нет как нет
Он также обратил внимание на то, что в своих попытках пересмотреть статус Калининграда литовские деятели «забывают» о тех территориях бывшей Восточной Пруссии, которые были переданы Польше.
Казалось бы, весь этот шум по поводу передачи кому бы то ни было Калининграда и области — сплошной абсурд. Однако косвенным признаком того, что эту идею пытаются постепенно пропихнуть в общественное сознание, являются попытки поднять вопрос о переименовании Калининграда в Кенигсберг. В частности, одним из деятелей, продвигающим эту идею, является некто Александр Оршулевич, который ранее называл себя лидером «Балтийского авангарда русского сопротивления». Этот деятель в 2016 году побывал на Украине и участвовал в мероприятиях, организованных нацистским корпусом «Азов». Кроме того, он посещал и Польшу. После этого им была запущена петиция под названием «Вернуть Калининграду имя Кенигсберг!»
В настоящее время Оршулевич (который считает себя националистом, монархистом и, ко всему прочему, обвиняется в вандализме по отношению к памятникам) находится под стражей и вместе с тремя сообщниками. Им инкриминируют создание экстремистской организации. Либералы считают их политзаключенными и узниками совести. Однако идеи некоторых сил оторвать Калининград от России под красивыми лозунгами «исторической справедливости» или какими-то еще благовидными предлогами не оставляют мозги отъявленных русофобов.